г. Саратов |
|
24 мая 2012 г. |
Дело N А57-19828/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" мая 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Клочковой Н.А., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Геращенко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области (с. Долина Федоровского района Саратовской области)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года по делу N А57-19828/2011 (судья Елистратов К.А.)
по иску Администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области (с. Долина Федоровского района Саратовской области, ОГРН 1066413000114, ИНН 6436903883)
к Комитету по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1026402196622, ИНН 6450000788)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145),
Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436)
о признании налогоплательщиком земельного налога и о взыскании задолженности по земельному налогу и пени в сумме 3 701 691 руб. 29 коп.
при участии в судебном заседании:
от Администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области - Сорокина Е.А. (паспорт 63 11 710532 выдан ТП УФМС России по Саратовской1 области в Федоровском районе 03.04.2012, представитель Волков А.А. по доверенности, выданной 07.02.2012 года сроком на шесть месяцев,
от Комитета по управлению имуществом Саратовской области - Корчагина И.А. по доверенности "3948а, выданной 07.09.2011 года сроком на один год,
от Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области - не явились, извещены,
от Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - не явились, извещены,
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области с иском к Комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании Комитета по управлению имуществом Саратовской области налогоплательщиком земельного налога; о взыскании задолженности по земельному налогу и пени на общую сумму 3 701 691,29 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года по делу N А57-19828/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года по делу N А57-19828/2011.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и просил решение суда первой инстанции отменить, а жалобу удовлетворить.
Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях и просил в удовлетворении жалобы отказать, а решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 92369 приобщен к материалам дела).
Представитель Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 92370 приобщен к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившегося лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 5 июля 2006 года Комитет по управлению имуществом Саратовской области в лице министра области - председателя комитета Бовтунова А.В. на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 03.05.2005 года N 137-П заключило с государственным унитарным предприятием - опытно-производственным хозяйством "Чернышевское" договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:36:14 02 01:0006, находящийся по адресу: Саратовская область, Федоровский район, с/о Долинский ОПХ "Чернышевское" для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом плане Участка от 26.05.2006 года N 36/06- 0414 площадью 20700000 кв. метров.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 33/048/2011 от 26 сентября 2011 года правообладателем земельного участка на праве собственности является Российская Федерация, обременение права не зарегистрированы, то есть договор аренды земельного участка не зарегистрирован.
Однако с 5 июля 2006 года по настоящее время арендатором арендодателю регулярно перечисляется арендная плата. Использование земли в РФ, согласно ст.65 Земельного Кодекса Российской Федерации, является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается НК РФ и нормативные актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим кодексом и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных кодексом, порядок и сроки уплаты налога, могут устанавливать налоговые льготы.
Долинское муниципальное образование Постановлениями N 29 от 31 декабря 2008, N 35 от 28 октября 2009, N28 от 22 октября 2010 определило налоговые ставки в размере 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.
Истец считает, что плательщиком земельного налога является Комитет по управлению имуществом в Саратовской области.
Земельный налог за использование земельного участка в бюджет Долинского муниципального образования с июля 2006 года по настоящее время не поступал, несмотря на то, что комитет по управлению имуществом в Саратовской области ежегодно получает арендную плату. Таким образом, по мнению истца, с ответчика должно быть взыскана основная сумма долга - 3 213 697 руб.29 коп., а также пени в размере 487 994 руб.
Изучи доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия признает их необоснованными по следующим основаниям.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога определяется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Таким образом, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под понятие "организация" в целях применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, соответственно указанные публично-правовые образования не могут быть признаны плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26 сентября 2011 года N 33/048/2011-027 собственником земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства является Российская Федерация.
В соответствии с Положением о комитете по управлению имуществом Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 03 мая 2005 года N 137-П, комитет является органом исполнительной власти Саратовской области по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности области, в том числе земельными участками и по своему правовому статусу не является плательщиком земельного налога.
Таким образом, если земельные участки находятся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ либо в собственности муниципальных образований (составляют соответственно казну Российской Федерации, казну субъектов РФ и муниципальную казну), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо до предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога.
Подобные разъяснения содержат Письма Минфина России от 19.05.2005 N 03-06-02-02/33, от 17.11.2008 N 03-05-04-02/70.
С учетом изложенных норм гражданского и земельного законодательства судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года по делу N А57-19828/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Долинского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
...
В соответствии с Положением о комитете по управлению имуществом Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 03 мая 2005 года N 137-П, комитет является органом исполнительной власти Саратовской области по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности области, в том числе земельными участками и по своему правовому статусу не является плательщиком земельного налога.
Таким образом, если земельные участки находятся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ либо в собственности муниципальных образований (составляют соответственно казну Российской Федерации, казну субъектов РФ и муниципальную казну), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо до предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога.
Подобные разъяснения содержат Письма Минфина России от 19.05.2005 N 03-06-02-02/33, от 17.11.2008 N 03-05-04-02/70."
Номер дела в первой инстанции: А57-19828/2011
Истец: Администрация Долинского муниципального образования
Ответчик: Комитет по управлению имуществом в Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области
Третье лицо: ТУФА по УГИ в Саратовской области, Управление Росреестра по Саратовской области