Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 октября 2007 г. N КА-А41/8493-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2007 г.
ОАО "Загорский оптико-механический завод" (далее - ОАО "ЗОМС". Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительными ненормативных правовых актов МРИ ФНС России N 3 по Московской области (далее - Инспекция, налоговый орган): решения N 246/Э от 20.10.06 г. в части отказа в возмещении ОАО "ЗОМС" НДС в связи с невозможностью установить доставку товара до пункта отгрузки и решения от 20.10.2006 г. N 5042/18 о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Решением от 20.04.2007 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой МРИ ФНС России N 3 по Московской области, в которой Инспекция просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих требований налоговый орган ссылается на то, что судебное решение вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу, соответствующему требованиям ст. 279 АПК РФ, Общество указывает на несостоятельность ее доводов, просит судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Как усматривается из материалов дела, 20.07.2006 года Общество представило в ИФНС РФ по г. Сергиев Посад налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2006 г.
Решением Межрайонной ИФНС N 3 по Московской области (территориальный участок 5042 по г. Сергееву Посаду) от 20.10.06 N 246/Э (л.д. 7-12 т. 1) применение ОАО "ЗОМЗ" налоговой ставки 0 процентов по oперациям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 1.831.787 рублей признано необоснованным, Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 96.694,51 руб. Кроме того, Инспекцией взыскивается с ОАО "ЗОМЗ" сумма доначисленного НДС в размере 329.721,70 руб.
Суд полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку совокупности доказательств, правильно применил нормы налогового и арбитражного процессуального законодательства и принял законный судебный акт.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в налоговые органы представляются контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара, выписка из банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица, ГТД с отметками российских таможенных органов о выпуске товара в режиме экспорта и вывозе его за пределы Российской Федерации, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы Российской Федерации.
В соответствия со статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" установлено, что порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь", которое является неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004 г.
В соответствии с п. 2 раздела II названного Положения для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:
- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме;
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
- иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств сторон.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), названным в пункте 1 статьи 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, указанных в пункте 3 статьи 172 Кодекса, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса. Исходя из содержания пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, названных в статье 165 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов- фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении последними товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после их принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
ОАО "ЗОМЗ" осуществило по контракту N 112/07516244/01051 от 03.04.2006 г. поставку товара в Республику Беларусь и поэтому необходимо руководствоваться в соответствии со ст. 7 НК РФ специальными нормами, установленными Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В соответствии с указанными выше нормами общество одновременно с налоговой декларацией по НДС по ставке 0 процентов представило в налоговую инспекцию предусмотренные Положением (приложение к Соглашению) документы, подтверждающие обоснованность применения указанной налоговой ставки, а также документы, подтверждающие право на налоговый вычет, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции признает правомерность выводов суда первой инстанции о том, что в обоснование ставки 0 процентов НДС по указанной сделке общество представило инспекции все необходимые документы, надлежаще оформленные и в установленные законом сроки.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, основанием применения ставки НДС 0% при осуществлении экспорта продукции является вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и в данном случае вывоз с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь подтвержден представленными истцом документами. Представление документов о доставке товара в пункт отгрузки по конкретному адресу не требуется.
Ввоз товара на территорию Республики Беларусь подтверждается предоставленным белорусской стороной заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с необходимыми отметками налогового органа Гомельского района Республики Беларусь от 02.06.06 N 324.
В соответствии со ст. 165 НК РФ при реализации товаров через комиссионера по договору комиссии, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются документы подтверждающие вывоз товаров за пределы территории РФ.
Суд установил, что в подтверждение вывоза товаров с территории РФ были представлены ГТД и авианакладные с отметками таможенных органов о вывозе.
Дополнительно по поставкам в Литву, Молдову, Канаду были также представлены товарно-транспортные накладные формы N 1-Т N 0090, N 0100, N 0097, подтверждающее вывоз товара с территории ОАО "ЗОМЗ".
Предоставление данных документов не является обязательным в соответствие со ст. 165 НК РФ для подтверждения вывоза товара.
Налоговым законодательством не закреплена обязанность налогоплательщика подтверждать доставку товара до пункта отгрузки, а отсутствие подписи грузополучателя на товарно-транспортной накладной не является доказательством непоставки товаров до пункта отгрузки.
Кроме того, надлежаще оформленные ГТД и авианакладные подтверждают факт доставки товара до пункта отгрузки и вывоза с территории РФ.
Довод Инспекции, что не заполнение указанных реквизитов является нарушением Межотраслевой формы N 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. N 132, суд обоснованно посчитал неправомерным, так как данным постановлением форма N 1-Т не утверждалась.
В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ: "если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученные им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок".
В нарушение прав общества, налоговый орган при выявлении нарушений в заполнении товарно-транспортных накладных, не направил заявителю требование внести соответствующие исправления в документы.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)".
Другим доводам изложенным в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции дана надлежащая оценка и коллегия считает, что они не могут служить основанием для отмены, состоявшегося по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.04.2007 г. по делу N А41-К2-25450/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать и МИФНС России N 3 по Московской области госпошлину в доход бюджета в размере одной тысячи рублей за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2007 г. N КА-А41/8493-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании