Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 октября 2007 г. N КА-А40/9013-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2007 г.
ОАО "Стройтехника-9" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Межрайонной ИФНС России N 45 по г. Москве (далее - инспекция) с заявлением о признании частично недействительным решения от 07.02.2007 г. N 09-15/15 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2007 г., оставленным без изменения Девятым арбитражным апелляционным судом, заявленные требования общества удовлетворены частично:
- признано недействительным решение инспекции в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 656.113,4 руб. (за июнь, август, сентябрь 2005 года); предложения уплатить налоговые санкции в размере 656.113,4 руб.; в части выводов о неуплате налога на добавленную стоимость за 2003-2004 гг. в размере 9.076.951 руб. и соответствующих пени.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество и инспекция не согласились с принятыми судебными актами и обратились с кассационными жалобами в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения инспекции в сумме 970.563 руб. и соответствующих пени, ссылаясь на нарушение норм материального права общество указывает на то, что стоимость векселей не должна включаться в расходы на производство при расчете 5% порога, предусмотренного п. 4 ст. 170 НК РФ.
Инспекция также просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных обществом требований, мотивируя тем, что в нарушение п. 4 ст. 170 НК РФ общество в 2003-2004 г.г. не вело раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 284, 286 АПК РФ.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований общества, а жалобу инспекции оставить без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, основным и единственным видом деятельности общества является выполнение строительных работ, товары (работы, услуги) приобретались обществом для строительства, которые облагаются НДС.
Обществом представлены счета-фактуры, книги покупок за август 2003 года и все товары (работы, услуги) были связаны с производством облагаемой продукции (СМР), использованы для строительно-монтажных работ.
По существу спор между обществом и инспекцией возник по вопросу доначисления обществу к доплате НДС по операциям, связанным с реализацией векселей.
Суды поддержали выводы инспекции о том, что сумма налогового вычета по счетам-фактурам, отнесенным на хозяйственные расходы, должна уменьшаться на сумму НДС, приходящуюся на реализацию векселей.
Давая вывод о том, что в августе 2003 года обществом были реализованы вексели на общую сумму 6 млн. рублей, а общая величина совокупных расходов на производство составила 12.460.314 руб., величина совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежали налогообложению, 3 млн. рублей, в связи с чем доля совокупных операций по реализации ценных бумаг превысила 5% общей величины совокупных расходов на производство, суды обеих инстанций указали, что общество обязано было вести раздельный учет реализации векселей.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что общество передавало векселя согласно договорам купли-продажи, а не на основании индоссаментов.
Как следует из подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, суммы налога, предъявленные продавцами, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) и к вычету не принимаются. Если налогоплательщик осуществляет как облагаемые налогом, так и не облагаемые НДС операции, то уплаченные суммы налога учитываются в специальном порядке, установленном в п. 4 ст. 170 Кодекса. Этот порядок предусматривает, что предъявленные суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как подлежащих налогообложению, так и не облагаемых (освобожденных от налогообложения) операций.
Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство (абз. 9 п. 4 ст. 170 Кодекса).
В абз. 9 речь идет о производственных расходах на товары (работы, услуги), которые производятся предприятием и реализуются без НДС.
В данном случае, исходя из анализа норм гл. 25 Кодекса (п. 2 ст. 252, подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 10, 25 п. 1 ст. 264, п. 2, 8 ст. 280) и Правил бухгалтерского учета (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 N 126н (далее - ПБУ 19/02), следует, что расходы на приобретение векселей не относятся к производственным расходам предприятия.
Нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрен специальный порядок учета доходов и затрат операций с ценными бумагами, отличный от учета доходов и затрат при производстве товаров (работ, услуг).
Так в соответствии с п. 3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся ценные бумаги других организаций, в том числе векселя.
В силу п. 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н) в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции (выполнение работ и оказание услуг) и затраты связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
К затратам, которые в соответствии с п. 9 ПБУ 19/02 формируют стоимость ценных бумаг, относятся такие расходы как вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации; суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов, а также иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг в качестве финансовых вложений.
С учетом изложенного, у инспекции не имелось правовых оснований для доначисления НДС, пеней, штрафов.
Таким образом, судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления общества о признании недействительными оспариваемых актов инспекции подлежат отмене.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 г. по делу N А40-8448-07-4-64 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Признать недействительным п. 3.1.2 резолютивной части решения МИ ФНС России N 45 по г. Москве от 07.02.2007 г. N 09-15/15 в размере 970.563 рублей и соответствующей части пени.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с МИ ФНС России N 45 по г. Москве госпошлину в доход бюджета в размере одной тысячи рублей за подачу кассационной жалобы.
Взыскать с МИ ФНС России N 45 по г. Москве в пользу ОАО "Строй-техника-9" расходы по уплате госпошлины в размере одной тысячи рублей за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2007 г. N КА-А40/9013-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании