Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 октября 2007 г. N КА-А40/10116-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2007 г.
Открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (далее - ТУ Росфиннадзора в г. Москве, административный орган) от 10.05.2007 N 451-07/319М о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 19.06.2007 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росфиннадзора в г. Москве подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. При этом сослалось на доказанность совершения обществом административного правонарушения и правомерное применение к нему административного наказания. Также указало, что судом первой инстанции не оценены в полном объеме доказательства, представленные административным органом относительно возложенных на ОАО "Газпром" публично-правовых обязанностей, не приняты во внимание последствия правонарушения, сослалось на непринятие обществом достаточных мер для урегулирования сложившейся ситуации и предотвращения административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Газпром" возражало против ее удовлетворения, считая принятое по делу судебное решение соответствующим законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Общество просило жалобу отклонить по мотивам, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного решения суда первой инстанции.
Оспариваемым по делу постановлением административного органа ОАО "Газпром" привлечено к административной ответственности, установленной частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, за невыполнение предусмотренной законом обязанности по получению от нерезидента в установленный срок на свой счет в уполномоченном банке валютной выручки за переданные нерезиденту товары.
Как установлено судом, на основании Соглашения от 29.11.2001 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о поставках российского природного газа в Республику Молдова и его транзите по территории 01.07.2006 ОАО "Газпром" заключило с компанией-нерезидентом - молдавско-российским АООТ "Молдовагаз" контракт N 5ГМ-06 на условиях DAF-граница Украина-Республика Молдова (lncoterms-2000) на поставку природного газа общей стоимостью 709440000,00 долларов США, в соответствии с которым окончательный расчет производится не позднее 20 (двадцатого) числа месяца, следующего за месяцем поставки. На вышеуказанную денежную сумму обществом в уполномоченном банке ЗАО АБ "Газпромбанк" оформлен паспорт сделки.
В декабре 2006 года общество по ГТД N 10006003/180107/0000077 экспортировало товар на сумму 48640031,65 долларов США. С учетом условий контракта срок получения валютной выручки по данной поставке истекал 20.01.2007. На указанную дату валютная выручка на счет общества не поступила, в связи с чем было принято постановление о привлечении общества к ответственности.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
В соответствии с часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ административным правонарушением признается, в частности, невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары.
Соответствующая обязанность резидента предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому срок получения денежных средств предусматривается внешнеторговым контрактом.
Рассматривая заявленное по делу требование, суд первой инстанции установил наличие у ОАО "Газпром" обязанности по обеспечению получения денежных средств за экспорт природного газа на свой банковский счет в уполномоченном банке.
Между тем, исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения.
Суд проанализировал положения вышеупомянутого межправительственного Соглашения от 29.11.2001, в соответствии с которым поставки природного газа Российской Федерацией в Республику Молдова осуществляются на основе ежегодных договоров, заключаемых между ОАО "Газпром" и АООТ "Молдовагаз", а погашение задолженности АООТ "Молдовагаз" перед ОАО "Газпром" предусматривается равными полугодовыми платежами. Правомерно сославшись на пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333, указал на ответственность ОАО "Газпром" за обеспечение поставок газа за пределы Российской Федерации по межгосударственным и межправительственным соглашениям. В связи с чем суд сделал обоснованный вывод об отсутствии у общества возможности отказаться от заключения контракта N 5 ГМ-06 либо избрать иного контрагента.
Судом первой инстанции на основе исследования и оценки доказательств по делу установлено, что причиной непоступления денежной выручки фактически являются неплатежи третьих лиц, нарушение условий контракта со стороны АООТ "Молдовагаз", а ОАО "Газпром" предпринимались все необходимые и достаточные меры, направленные на возврат валютной выручки.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы свидетельствуют об иной оценке доказательств по делу, в связи с чем отклоняются, поскольку выходят за пределы установленных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены обжалованного решения.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 июня 2007 года по делу N А40-25623/07-153-147 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2007 г. N КА-А40/10116-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании