Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 октября 2007 г. N КА-А41/10533-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2007 г.
ЗАО "Мособлстрой N 5" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, оформленного письмом N 11-510 от 04.10.2006 г. об отказе произвести зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов недействительным и обязать ИФНС России по г. Воскресенску Московской области произвести зачет в размере 900 000 руб. излишне уплаченных сумм страховых взносов на уплату накопительной части трудовой пенсии в счет погашения возникшей в результате переплаты недоимки по страховым взносам на уплату страховой части трудовой пенсии.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2007 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2007 г., заявленные требования Общества удовлетворены в полном объёме. При этом суды исходили из того, что у заявителя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной части трудовой пенсии, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, не согласившись с выводами судебных инстанций, настаивает на отмене судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечает понятию налога, закрепленного в статье 8 НК РФ, и не являются составной частью единого социального налога; страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, уточненной на его индивидуальном лицевом счете; в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью и не безвозмездностью и не обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда РФ, причем уточненные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы и требования кассационной жалобы по мотивам, изложенным в ней.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что решением ИФНС России по г. Воскресенску Московской области от 04.10.2006 г., оформленным в виде письма N 11-510 отказано ЗАО "Мособлстрой N 5" в проведении зачета суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202020061000160) в сумме 900 000 руб. в погашение недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 18210202010061000160). В качестве основания отказа указано на статьи 25, 78, 79 НК РФ, в силу которых зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговыми органами не производится.
Полагая, что указанным решением нарушены права, ЗАО "Мособлстрой N 5" общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Признавая решение налогового органа, суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суды, на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, оценки доказательств и правильного применения норм материального права пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для принятия решения об отказе в проведении зачета, поскольку в силу статей 78, 79 НК РФ, Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязанность по проведению зачета возложена на налоговые органы.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, нормы материального права применены правильно.
Так, в ходе разрешения спора установлено, что СМУ-2 (структурное подразделение ЗАО "Мособлстрой" N 5") перечислило платежными поручениями N 258 от 06.07.2006 г. N 267 от 13.07.2006 г. N 322 от 10.08.2006 г. N 266 от 13.07.2006 г. в УФК Минфина России Московской области (ИФНС России по г. Воскресенску Московской области) сумму в размере 968 642 руб. в виде уплаты страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии. При этом в указанных платежных поручениях СМУ-2 ЗАО "Мособлстрой N 5" указало цель оплаты - страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, а Код бюджетной классификации (КБК) указало ошибочно - 18210202020061000160 (страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии), вместо КБК 1821020201006100160 (страховые взносы на выплату страховой части пенсии) в сумме 900 000 руб.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается, представленными материалами дела в результате ошибочно указанного КБК возникла переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, и недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, (платежные поручения, отзыв ГУ-УПФ РФ N 22) у заявителя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 900 000 руб.
ЗАО "Мособлстрой N 5" 28.09. 2006 года обратилось, в установленном законом порядке, с письмом в ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области с просьбой произвести зачет.
Не отрицая факта переплаты, налоговым органом, в качестве единственного основания указано на отсутствие полномочий по производству зачета.
Судами обоснованно указано на то, что с 01.01.2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации; страховые взносы, как на выплату с указаной части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд - Пенсионный фонд Российской Федерации; однако
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет пенсионного фонда.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2001 г. - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, который в силу статьи 13 Бюджетного кодекса образуется вне федерального бюджета из бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Страховые взносы, как на выплату страховой части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ, которым контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В связи с указанным, обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет Документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, правомерным является вывод судов о том, что обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В силу пунктом 13 статьи 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Согласно пункту 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
В данном случае зачет производится в один и тот же внебюджетный фонд.
Таким образом, поскольку налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то в соответствии с нормами НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога налоговым органом производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов, вынесенных в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, нет.
Что же касается доводов заявителя кассационной жалобы, фактически повторяющие доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, то они не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм, примененных судами.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2007 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2007 г. по делу N А41-К2-23417/06 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2007 г. N КА-А41/10533-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании