г. Челябинск |
|
23 мая 2012 г. |
Дело N А34-6959/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.03.2012 по делу N А34-6959/2011 (судья Шестакова Л.П.).
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане - Андрюшкин П.С. (доверенность от 30.01.2012 N 32).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане (далее - заявитель, ГУ УПФР в г. Кургане, Пенсионный фонд, фонд) обратилось Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - заинтересованное лицо, ГБУ "Курганский РЦ", учреждение, страхователь) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.11.2011 N 146.
Решением суда от 11.03.2012 (резолютивная часть объявлена 01.03.2012) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение от 03.11.2011 N 146 признано недействительным в части наложения штрафа в размере 28 975,36 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Фонд не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы учреждение указывает, что выводы суда об исчислении суммы штрафа от величины страховых взносов, подлежащих доплате по итогам расчетного периода 2010 год являются неправомерными. Объективные стороны нарушений законодательства о персонифицированном учете, описанные в абзаце 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не связаны с исчислением и уплатой страховых взносов, а связаны с их отражением в передаваемой в орган ПФР отчетности.
Заявитель правомерно привлечен фондом к ответственности за нарушение законодательства о персонифицированном учете, поскольку размер подлежащих уплате штрафных санкций исчислен от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (начисленных) страховых взносов в отношении 43 застрахованных лиц, сведения о которых были представлены недостоверно.
До начала судебного заседания от заявителя в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Также от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель ГБУ "Курганский РЦ" не явился. С учетом мнения представителя фонда в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя учреждения.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Пенсионного фонда, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГБУ "Курганский РЦ" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану, является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, состоит на учете в территориальном управлении фонда, то есть в ГУ УФПР в г. Кургане (т. 1, л.д. 44-52).
В отношении страхователя фондом проведена плановая выездная проверка достоверности индивидуальных сведений о страховом стаже застрахованных лиц, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
В связи с обнаружением в ходе проверки выявлено, что заявителем в фонд представлены недостоверные сведения на 43 застрахованных лица, согласно которым излишне начислены страховые взносы на пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в сумме 25 192,68 рублей и на выплаты работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставлением в связи с этим дней отдыха в сумме 1 309 рублей. Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 29.09.2011 N 146 (т. 1, л.д. 5-16), согласно которому учреждению рекомендовано предоставить корректирующие формы за 1 и 2 полугодие 2010 года на 43 застрахованных лица.
По итогам рассмотрения материалов проверки, в частности, акта выездной проверки от 29.09.2011 N 146 и возражений на него (т. 1, л.д. 30-31), Пенсионным фондом в отношении учреждения вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.11.2011 N 146 (далее - решение от 03.11.2011 N 146, т. 1, л.д. 17-28), которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 и 2 полугодия 2010 года, в виде штрафа в размере 29 492,06 рублей.
Полагая, что вынесенное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы учреждения в экономической деятельности, ГБУ "Курганский РЦ" 17.11.2011 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сумма штрафа подлежит исчислению не от всей суммы причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд, а только от суммы платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом требований статей 198, 200, 201 АПК РФ, считает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания действий (бездействий) незаконными и ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях, устанавливаются Законом N 27-ФЗ.
Для целей применения Закона N 27-ФЗ в статье 1 определено понятие страхователя.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к указанным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.
За представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, на основании абзаца 3 стати 17 Закона N 27-ФЗ, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.
Пунктом 41 Инструкции N 987н также предусмотрено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
В то же время статьей 16 Закона N 27-ФЗ пенсионному органу предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, а именно, акта выездной проверки от 29.09.2011 N 146 и решения от 03.11.2011 N 146, следует, что страхователю - ГБУ "Курганский РЦ" вменяется представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 и 2 полугодия 2010 года.
При этом в ходе выездной проверки Пенсионным фондом произведен правильный расчет начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по 43 застрахованным лицам, в отношении которых страхователем представлены недостоверные сведения за 1-2 полугодие. Согласно произведенному расчету общая сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по спорным лицам составила 294 920,55 рублей. При этом, санкция в виде штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, по мнению фонда, составляет 10 процентов от 294 920,55 рублей, то есть 29 492,06 рублей, которая и предъявлена к уплате заявителю.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, Пенсионным фордом не учтен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от 07.12.2011 (т. 2, л.д. 81-82).
Так, согласно акту выездной проверки от 29.09.2011 N 146 учреждению рекомендовано предоставить корректирующие формы за 1 и 2 полугодие 2010 года на 43 застрахованных лица во исполнение названного предложения фонда ГБУ "Курганский РЦ" представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от 07.12.2011, в соответствии с которым сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорные периоды составила 1 236 363 рублей (на страховую часть пенсии - 1 040 060 рублей, на накопительную часть пенсии - 196 303 рублей).
Ранее страхователем представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от 26.01.2011 (т. 2, л.д. 83-84), в соответствии с которым сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорные периоды составила 1 241 530 рублей (на страховую часть пенсии - 1 044 434 рублей, на накопительную часть пенсии - 197 095 рублей).
Следовательно, разница между первоначально представленными и уточненными расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам за спорные периоды составила 5 167 рублей. Исчисление штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 и 2 полугодия 2010 года, в отношении 43 застрахованных лица, должно производиться исходя из рассчитанной разницы между первоначально представленными и уточненными расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам, а именно, 5 167 рублей.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно указано, что сумма штрафа подлежит исчислению не от всей суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд, как ошибочно считает фонд, а только от суммы платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, сумма штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составит 10 процентов от 5 167 рублей, то есть 516,7 рублей.
Поскольку решением от 03.11.2011 N 146 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 29 492,06 рублей, то ввиду ранее изложенного, названное решение, с учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ, подлежит признанию недействительным в части наложения штрафа на ГБУ "Курганский РЦ" в размере 28 975,36 рублей (разница между 29 492,06 рублей и 516,7 рублей.
При этом судом первой инстанции правомерно сослался на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", согласно пункту 16 которого размер штрафа, подлежащего взысканию за непредставление или представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых не представлены либо представлены неполные сведения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм Закона N 27-ФЗ и Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", а также сводится к переоценке правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств по делу.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 11.03.2012 по делу N А34-6959/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ранее страхователем представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от 26.01.2011 (т. 2, л.д. 83-84), в соответствии с которым сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорные периоды составила 1 241 530 рублей (на страховую часть пенсии - 1 044 434 рублей, на накопительную часть пенсии - 197 095 рублей).
Следовательно, разница между первоначально представленными и уточненными расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам за спорные периоды составила 5 167 рублей. Исчисление штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 и 2 полугодия 2010 года, в отношении 43 застрахованных лица, должно производиться исходя из рассчитанной разницы между первоначально представленными и уточненными расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам, а именно, 5 167 рублей.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно указано, что сумма штрафа подлежит исчислению не от всей суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд, как ошибочно считает фонд, а только от суммы платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, сумма штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составит 10 процентов от 5 167 рублей, то есть 516,7 рублей.
Поскольку решением от 03.11.2011 N 146 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 29 492,06 рублей, то ввиду ранее изложенного, названное решение, с учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ, подлежит признанию недействительным в части наложения штрафа на ГБУ "Курганский РЦ" в размере 28 975,36 рублей (разница между 29 492,06 рублей и 516,7 рублей.
При этом судом первой инстанции правомерно сослался на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", согласно пункту 16 которого размер штрафа, подлежащего взысканию за непредставление или представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых не представлены либо представлены неполные сведения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм Закона N 27-ФЗ и Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", а также сводится к переоценке правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств по делу."
Номер дела в первой инстанции: А34-6959/2011
Истец: Государственное бюджетное учреждение " Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14085/12
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14085/12
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6055/12
23.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3993/12
11.03.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-6959/11