г. Москва |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А40-124721/11-105-1113 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Веклича Б.С., Попова В.И. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.02.2012 по делу N А40-124721/11-105-1113, принятое судьей Никоновой О.И.,
по заявлению ОАО "МЗ ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" (ОГРН 1027739180633, 109052, г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, стр. 15)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: Росимущество
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
при участии:
от заявителя: |
Дерновой Ю.Г. по доверенности от 15.10.2011; |
от ответчика: |
Тютюнник Н.А. по доверенности от 17.04.2012 N 5801/2012; |
от третьего лица: |
Тихонов А.В. по доверенности от 09.09.2011 N Д-761 в порядке поручения от 05.05.2012 NЕГ-03/13883; Котылко В.И. по доверенности от 19.01.2012 N Д-23 в порядке поручения от 05.05.2012 NЕГ-03/13883; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2011, принятым по данному делу, удовлетворены требования открытого акционерного общества "МЗ ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" (далее - заявитель, Общество) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности ОАО "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" на нежилое здание, общей площадью 368,3 кв. м., расположенное по адресу г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, лит. 1.; об обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности открытого акционерного общества "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" на нежилое здание, общей площадью 368,3 кв. м., расположенное по адресу г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, лит. 1.
При этом суд исходил из того, что отказ в государственной регистрации Управления нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представил выписку из инвентаризационной ведомости убежищ гражданской обороны, находящихся на территории Юго-Вомточного АО г. Москвы, выписку из реестра федерального имущества от 15.02.2011, паспорт убежища на спорный объект, приобщенные судом к материалам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя, ответчика, третьего лица с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы приходит к следующим выводам.
Как следует из материалом дела, 24.06.2011 вх. N 77-77-12/026/2011-885 в Управление поступили документы на государственную регистрацию права собственности ОАО "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, лит.1, общей площадью 368,3 кв. м.
На основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации отказано по следующим причинам.
В качестве основания для проведения государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости представлен План приватизации, утвержденный Распоряжением Госкомимущества от 28.12.1992 N 1237-р.
В представленных правоустанавливающих документах объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, отсутствует.
Исходя из положений пункта 31 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, площадь объекта, является необходимыми сведениям для внесения в Единый государственный реестр прав. В графе "Площадь" указывается общая площадь объекта недвижимого имущества (для зданий, сооружений и их частей - по внутреннему обмеру).
Таким образом, при регистрации прав правоустанавливающие документы должны содержать данные о площади объекта.
Инвентарная карточка, свидетельствующая о наличии данного имущества на балансе у заявителя, является документами бухгалтерского учета, подтверждающими факт нахождения имущества на балансе юридического лица, т.е.не относятся к правоустанавливающим документам.
Кроме этого, согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт нахождения имущества на балансе лица само по себе не является доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с заявлением от 24.06.2011 заявитель обращается за государственной регистрацией права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: ул. Смирновская, д.10, лит. 1. В правоустанавливающих документах, представленных в Управление, касаемо объекта, заявленного к регистрации, указывается адрес: ул. Смирновская, д.10. В представленном кадастровом паспорте заявленного объекта недвижимости от 13.05.2011 в графе "иное описание местоположения" указано: г.Москва, ул. Смирновская, д.10, при этом представленный кадастровый паспорт содержит указание на литеру объекта недвижимости "1". Таким образом, если объект недвижимости имеет иной адрес (местоположение) необходимо представить заявление о государственной регистрации с указанием адреса (местоположения), кадастровый паспорт, описывающий объект недвижимости и документ-основание возникновения права собственности заявителя на объект недвижимого имущества. При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 6 Приложения N 1 к Приказу Министерства Юстиции Российской Федерации "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" N 32 от 18.02.2008 в строке "литера" указывается присвоенная органом по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации литера объекта. Согласно абз. 9 Приложения 2 к "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N 37 от 04.08.1998, литера - буквенное обозначение зданий, строений и сооружений в инвентаризационно-технической документации. Таким образом, литера объекта не входит в структуру адреса объекта недвижимого имущества, а служит для идентификации такого объекта на ситуационном плане, а также для обозначения объекта в рамках учетно-технической документации на объект.
Согласно п. 1.5 представленного в Управление кадастрового паспорта от 13.05.2011, заявленное к регистрации помещение является бомбоубежищем. В соответствии с описанием обьъекта недвижимого имущества, расположенным по адресу: г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, объект недвижимости является убежищем ГО.
Кроме того, в соответствии с представленной инвентарной карточкой N 16 учета основных средств назначением вышеуказанного объекта недвижимости также указано "убежище г/о".
Согласно ст. 212 ГК РФ законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Из представленных в Управление документов, следует, что спорное убежище гражданской обороны не вошло в состав приватизированного имущества ОАО "ПНЕВМОСТРОИМАШИНА", поскольку этот объект отсутствует в плане приватизации.
Согласно пункту 2 раздела III Приложения N 1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 части 11 "Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1991 N 341, действовавшего на момент указанной приватизации, приватизация объектов гражданской обороны осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не принимало решения о приватизации спорного объекта гражданской обороны, поэтому данное имущество находится в собственности Российской Федерации.
Таким образом, государственным регистратором было принято решение об отказе в регистрации права заявителя на спорный объект недвижимого имущества на основании абз.4, 10 п. 1 ст.20 Закона о регистрации.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из следующего.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 28.12.1992 г.. N 1237-р государственное предприятие "Московский завод "Пневмостроймашина" преобразовано в АО "Пневмостроймашина" открытого типа.
Указанным распоряжением утвержден план приватизации (Приложение N 1 к Распоряжению), Акт оценки стоимости зданий и сооружений (Приложение N 2 к Распоряжению).
В Результате вышеуказанной приватизации к заявителю перешло право собственности, в том числе, на убежище гражданской обороны, общей площадью 368,3 кв. м., расположенное на территории приватизированного завода по адресу г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, лит. 1.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определен момент возникновения права собственности приватизируемого имущества: Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
24.06.2011 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество, возникшее до 31.01.1998 г..
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, в случаях, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
22.07.2011 Управление приостановило государственную регистрацию права на один месяц, о чем направило соответствующее сообщение 12/026/2011-885.
18.08.2011 ответчику представлено заявление о приобщении дополнительных документов с приложениями: в части идентификации заявленного на регистрацию объекта представлено (повторно) Распоряжение Госкомимущества с приложениями на 81 листах (в том числе План приватизации, Акт оценки), инвентарная карточка N 16, Расшифровка акта оценки.
В части плана приватизации представлена надлежащим образом заверенная копия плана приватизации, а также письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.08.2011 с сообщением об отказе в предоставлении оригиналов документов.
В части несоответствия наименования правообладателя представлены свидетельство о регистрации изменений в учредительные документы от 29.07.1996 и свидетельство о регистрации изменений в учредительных документах от 05.08.1999, подтверждающие правопреемство.
Указанные обстоятельства подтверждаются распиской от 18.08.2011.
Ответчиком 24.08.2011 отказано в государственной регистрации права, о чем сообщено заявителю за N 12/026/2011-885.
Основаниями отказа в государственной регистрации права послужили в том числе и то, что заявленный к регистрации объект является бомбоубежищем и не может быть приватизирован в силу Указа Президента РФ от 24.12.1993 г.. N 2284, а также на основании Приложения N 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г.. N 3020-1 он является федеральной собственностью.
Согласно п. 8 Плана приватизации в состав приватизированного государственного предприятия (завода, расположенного по адресу г.Москва, ул.Смирновская, д. 10 - п. 2 Плана) не входило только следующее имущество: Пионерский лагерь, Детский сад, Рыболовная база.
Акт оценки "по Московскому заводу "Пневмстроймашина" (п. 14) содержит указание на Убежище ГО с инвентарным номером 33-3.
Инвентарная карточка свидетельствует о наличии данного имущества на балансе у заявителя. Кадастровый паспорт и экспликация к поэтажному плану идентифицируют объект по месту расположения и площади. Расшифровка акта оценки содержит указание на заявленный объект с указанием его адреса.
Как отмечает заявитель, заявленный к регистрации объект в правоустанавливающих и учетных документах идентифицирован надлежащим образом и ссылаясь на ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", законодательство 1992 - 1993 годов, Типовой план приватизации (приложение 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N547 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества") и Акт оценки стоимости зданий и сооружений (Приложение N 1 к "Временным методическим указаниям по оценке стоимости объектов приватизации" -приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий) не содержали в себе требований об указании размеров площадей приватизированных зданий, сооружений и имущественных комплексов, считает, что представленные им на государственную регистрацию права собственности документы соответствуют нормативным актам, определявшим на момент учреждения акционерного общества возникновение права собственности на внесенное в его уставный капитал имущество, что в силу ст. ст. 6 и 17 вышеназванного Федерального закона является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Согласно абз. 1 п. 5 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
При приватизации заявленного к регистрации объекта основанием возникновения прав явился акт органа государственной власти - Распоряжение Госкомимущества от 28.12.1992 г.. N 1237-р.
При указанных обстоятельствах подлежит применению не абз. 1, а абз. 5 п. 5 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" согласно которому копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Управлению Росреестра по Москве представлено письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 10.08.2011 об отказе в предоставлении оригинала запрашиваемого документа.
В качестве оснований отказа ответчик ссылается на Указ Президента РФ от 24.12.1993 г.. N 2284, согласно п. 2.1.37 которого защитные сооружения гражданской обороны не подлежат приватизации.
Заявитель и суд первой инстанции отмечает, что РФ в лице уполномоченного органа не оспаривало права на приватизированное имущество, не предпринимало никаких действий по управлению и содержанию имуществом, не пыталось его зарегистрировать, Распоряжение Госкомимущества никем не оспорено, не признано недействительным. Спора о праве нет.
Придя к таким выводам суд первой инстанции признал недействительным отказ в государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" на нежилое здание, общей площадью 368,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Смирновская, д.10, лит.1и обязал Управление осуществить государственную регистрацию права собственности открытого акционерного общества "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" на нежилое здание, общей площадью 368,3 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, ул. Смирновская, д.10, лит.1.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
Объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Смирновская, д. 10, площадью 368,3 кв. м, представляет собой защитное сооружение гражданской обороны - убежище, принятое в эксплуатацию в 1974 году.
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из инвентаризационной ведомости убежищ гражданской обороны, расположенных на территории Юго-Восточного АО города Москвы (инвентарный номер убежища 05039-77), а также паспортом убежища N 05039-77, класс И.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15 декабря 2002 г. N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Общее понятие и классификация объектов гражданской обороны определяются следующим:
- Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне;
- Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Согласно пункту 2 раздела III Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление 3 020-1) объекты оборонного производства, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях N 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3 020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее -Постановление 3020-1) не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления N 3 020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
Такой порядок определен в настоящее время статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ранее действовал порядок, утвержденный Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп). Положения Федерального закона N 184-ФЗ, определяющие полномочия субъектов федерации, позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.
Поскольку собственник имущества - уполномоченным органом исполнительной власти Территориальным управлением и Росимуществом (объекта недвижимости) решения об отчуждении не принимал, в силу закона вышеуказанный объект является собственностью Российской Федерации.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 N 12757/09.
Как пояснил представитель Росимущества, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", 15 февраля 2011 указанный объект гражданской обороны внесен в реестр федерального имущества, ему присвоен реестровый N 296/2821, что подтверждается выпиской от 18 ноября 2010 г. N В12770062105.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными и подлежат государственной регистрации по желанию их обладателя. Таким образом, необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество, возникших до вступления в силу вышеуказанного закона, императивно не установлена, и права Российской Федерации на оспариваемое имущество являются юридически действительными.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 полномочия Правительства Российской Федерации по управлению, распоряжению федеральной собственностью и по защите государственных интересов в судебном порядке предоставлены Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, которое осуществляет указанные полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Пунктом 5.3 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 5 марта 2009 г. N 67 предусмотрено, что Территориальное управление полномочно от имени Российской Федерации обращаться с исковыми заявлениями в суд в защиту имущественных прав и интересов Российской Федерации в отношении объектов федерального недвижимого имущества, расположенных на территории города Москвы.
Учитывая, что право на спорный объект не зарегистрировано (ни за заявителем, ни за Росимуществом, в установленном законом порядке) коллегия полагает очевидным наличие между заявителем и третьим лицом спора о праве, который в силу пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" не может быть разрешен в рамках дела, возникшего из публичных правоотношений, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10).
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы, принятое по настоящему делу подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2012 по делу N А40-124721/11-105-1113 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Открытого акционерного общества "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" на нежилое здание, общей площадью 368,3 кв. м., расположенное по адресу г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, лит. 1. и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Открытого акционерного общества "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА" на нежилое здание, общей площадью 368,3 кв. м., расположенное по адресу г.Москва, ул. Смирновская, д. 10, лит. 1 отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 полномочия Правительства Российской Федерации по управлению, распоряжению федеральной собственностью и по защите государственных интересов в судебном порядке предоставлены Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, которое осуществляет указанные полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
...
Учитывая, что право на спорный объект не зарегистрировано (ни за заявителем, ни за Росимуществом, в установленном законом порядке) коллегия полагает очевидным наличие между заявителем и третьим лицом спора о праве, который в силу пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" не может быть разрешен в рамках дела, возникшего из публичных правоотношений, по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10)."
Номер дела в первой инстанции: А40-124721/11-105-1113
Истец: ОАО "ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
Третье лицо: Росимущество
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10294/12