город Москва |
|
1 июня 2012 г. |
дело N А40-100845/10-4-498 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей Е.А. Солоповой, М.С. Сафроновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником
рассмотрев материалы дела N А40-100845/10-4-498
по заявлению ОАО"Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, 191002, Санкт-Петербург г, Достоевского ул, 15)
к МИ ФНС России N 7 по крупнейшим налогоплательщикам
о признании частично недействительным решения;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Филимонов А.С. по дов. N 12-879 от 30.08.2011, Болдинова Е.С. по дов. N 12-350 от 27.08.2009,
от заинтересованного лица - Окороков М.В. по дов. N 05-05/000851 от 25.01.2012
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Ростелеком" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 02.04.2010 N 3 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (с изменениями, внесенными письмом инспекции от 23.04.2010 N 58-16-10/010227, и в редакции решения ФНС России от 17.09.2010 N АС-37-9/11482@) в части пунктов 1.1 -1.8, 1.10, 1.13, 1.14, 1.16, 1.63, 1.66; пунктов 1, 2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 резолютивной части (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2011 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 29 постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", 14.10.2011 вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2011 по делу N А40-100845/10-4-498 отменено.
Принят отказ ОАО "Ростелеком" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от заявленного требования в части признания недействительным п. 1.8 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 02.04.2010 N 3 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на прибыль в размере 14 025 967,68 руб. Производство по делу в указанной части прекращено.
Признано недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 02.04.2010 N 3 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (с изменениями, внесенным письмом инспекции от 23.04.2010 N 58-16-10/010227 и в редакции решения ФНС России от 17.09.2010 N Ас-37-9/11482@) в части пунктов 1.1, 1.10, 1.66 и в соответствующей им части пункты резолютивной части решения инспекции.
В остальной части заявления ОАО "Ростелеком" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.03.2012 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 отменено в части отказа ОАО "Ростелеком" в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 02.04.2010 N 3 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (с изменениями, внесенным письмом инспекции от 23.04.2010 N 58-16-10/010227 и в редакции решения ФНС России от 17.09.2010 N Ас-37-9/11482@) в части:
доначисления налога на прибыль по п. 1.7 решения по задолженности Pacifik Gateway Exchange Inc. в размере 11 578 166,96 руб.;
доначисления налога на добавленную стоимость по п.1.16 решения в связи с непринятием налогового вычета в размере 1 973 294,55 руб.;
привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, а также начисления пени за несвоевременную уплату указанных налогов.
Признано недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 02.04.2010 N 3 в части доначисления НДС по п.1.16 решения в связи с непринятием налогового вычета в размере 1 973 294,55 руб.
Дело в части п. 1.7 решения по задолженности Pacifik Gateway Exchange Inc. в размере 11 578 166,96 руб. и в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, а также начисления пени за несвоевременную уплату указанных налогов направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
При этом суд кассационной инстанции указал при новом рассмотрении суду необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и начисления пеней, проверить правильность расчетов налогового органа, при необходимости обязать стороны произвести сверку расчетов, дать оценку доводам сторон и представленным ими доказательствам и с учетом установленных обстоятельств вынести законный и обоснованный судебный акт.
С учетом указаний суда кассационной инстанции суд апелляционной инстанции протокольным определением от 24.04.2012 обязал стороны провести сверку расчетов.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители общества поддержали требования (с учетом частичного отказа от заявления), представители инспекции возражали против удовлетворения заявления общества о признании недействительным решения инспекции в заявленной части.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах РФ за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
По результатам проверки инспекцией составлен акт и по результатам рассмотрения акта и возражений заявителя налоговым органом вынесено решение 02.04.2010 N 3 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому обществу предложено уплатить суммы неуплаченных налогов в общем размере 647 328 894,11 руб., начислены пени в размере 11 608 720,75 руб., штрафы по статьям 122, 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 126 059,4 руб. Кроме того, в связи с допущенной технической ошибкой инспекцией произведен перерасчет пени и штрафа по НДС, в результате чего штраф по НДС дополнительно начислен в размере 9 738 489,39 руб., пени по НДС дополнительно начислены в размере 56 693 937,53 руб., при этом в адрес заявителя направлено письмо от 23.04.2010 N58-16-10/010227 и уточненные приложения к решению расчетов пени, штрафа по НДС.
Решением ФНС от 17.09.2010 N АС-37-9/11482@ оспариваемое решение налогового органа изменено в части и утверждено в части взыскания налоговых платежей - 279 899 216,23 руб., пени - 15 819 498,27 руб., штрафа - 9 827 104,74 руб., итого - 305 545 819,24 руб. (т. 18 л.д. 49-106).
Заявителем обжалуется решение инспекции в рассматриваемой части в редакции с изменениями, внесенными письмом инспекции от 23.04.2010 N 58-16-10/010227, и решения ФНС России от 17.09.2010 N АС-37-9/11482@.
Судом кассационной инстанции отменено постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2011 года в части увеличения налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль на сумму задолженности компании Pacific Getway Exchange Inc. перед налогоплательщиком в размере 11 578 166,96 руб., списанной налогоплательщиком за счет резерва по сомнительным долгам в IV кв. 2008, в указанной части дело передано на новое рассмотрение суда апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов дела заявитель представил в обоснование своей позиции регистры налогового учета.
Безнадежная дебиторская задолженность компании Pacific Gateway Exchange Inc. в сумме 11 578 166,96 руб. налоговым органом была исключена из состава расходов налогоплательщика за 2008 год.
Вместе с тем, в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял расчет резерва по сомнительным долгам в соответствии с требованиями п.5 ст.266 НК РФ, согласно которому сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком в текущем отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, учитывается при расчете резерва в следующем отчетном (налоговом) периоде. То есть, сумма резерва, создаваемого по результатам инвентаризации в текущем отчетном (налоговом) периоде корректируется на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов налогоплательщика по итогам отчетного периода (т.е. сумма ранее начисленного резерва восстанавливается). В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая, что налогоплательщиком в проверяемом периоде было принято решение о создании резерва, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со ст. 266 НК РФ, осуществлялось за счет суммы созданного резерва. В этом случае списываемая сумма безнадежной задолженности не включалась налогоплательщиком во внереализационные расходы, учитываемые для целей налогообложения, а уменьшала сумму созданного налогоплательщиком резерва.
Таким образом, при списании безнадежной задолженности в отчетном (налоговом периоде) налогоплательщик уменьшает сумму резерва, созданного в этом отчетном периоде. В результате уменьшается остаток резерва, переходящий на следующий отчетный (налоговый) период, и соответственно, увеличивается сумма расходов на формирование резерва, которая может быть включена в состав внереализационных расходов в следующем отчетном (налоговом) периоде.
Вышеизложенная позиция налогоплательщика об учете сумм безнадежных долгов, списанных за счет резерва по сомнительным долгам в одном отчетном (налоговом) периоде, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль последующего налогового периода подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 ноября 2004 г. по делу N А40-44904/04-118-492 с участием налогоплательщика, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
Согласно регистру налогового учета по налогу на прибыль 5.3.3 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам и доходы в виде сумм восстановленного резерва по сомнительным долгам" сумма безнадежных долгов, списанных в 4 кв. 2008 г. за счет резерва по сомнительным долгам составляет 27 723 289,04 руб. (т. 35 л.д. 45).
В указанную выше сумму списания - 27 723 289,04 руб. - за счет резерва 4 кв. 2008 г. (т. 35, л.д. 49) налогоплательщиком включена следующая дебиторская задолженность:
п/п |
Наименование подразделения налогоплательщика |
Наименование компании должника |
Сумма списанной за счет резерва задолженности (руб.) |
1 |
Генеральная дирекция |
Pacific Gateway Exchange, Inc. |
11 578 166,96 |
WorldCom Inc. |
1 115 761,33 |
||
2 |
Дальневосточный Филиал |
OOO "Роском" |
31005,33 |
OOO "Фазиси" |
3 870,84 |
||
3 |
ММТ |
280 контрагентов |
13 716 277,36 |
4 |
Сибирский филиал |
ГУП "Норильское АП" |
1 100 006,49 |
5 |
Северо-Западный филиал |
15 контрагентов |
63 080,24 |
6 |
Южный филиал |
ООО ПКФ "Агродробмашсервис" |
1 373,10 |
000 "Юг Медицина" |
534,81 |
||
ООО "Мадлена" |
3 289,20 |
||
7 |
Уральский филиал |
9 контрагентов |
109 923,38 |
|
ИТОГО: |
27 723 289,04 |
Таким образом, налогоплательщиком в 4 кв. 2008 г. за счет сформированного за указанный период резерва по сомнительным долгам была списана, в том числе, сумма безнадежной дебиторской задолженности компаний Pacific Gateway Exchange, Inc. в размере 11 578 166,96 руб. Как указано выше, сумма списания - 27 723 289,04 руб. не повлияла на величину расходов на формирование резерва за 4 кв. 2008, который был сформирован в результате инвентаризации задолженности с учетом остатка резерва предыдущего отчетного периода - 3 кв. 2008. Согласно указанному выше регистру по налогу на прибыль 5.3.3 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам и доходы в виде сумм восстановленного резерва по сомнительным долгам" (т. 35, л.д. 45), расходы на создание резерва по сомнительным долгам за 4 кв. 2008 сформированы следующим образом. Сумма резерва по сомнительным долгам, начисленного в 3 кв. 2008 составила 1 950 277 945,06 руб. Сумма безнадежных долгов, списанных обществом в 4 кв. 2008 за счет суммы резерва 3 кв. 2008, составила 12 756 586,43 руб. Сумма остатка резерва на начало 4 кв. 2008 составила 1 937 521 358,63 руб. (1 950 277 945,06 - 12 756 586,43), которая указана в регистре 5.3.3 в таблице "Расчет величины резерва по сомнительным долгам на текущий квартал" (строка 4 столбца 6 таблицы). Остаток резерва по сомнительным долгам предыдущего периода сравнивается с суммой резерва по сомнительным долгам, который должен быть начислен за 4 кв. 2008 в сумме 1 870 087 255,04 руб. Сравнение показывает, что величина резерва за 4 кв. 2008 г., по сравнению с остатком резерва предыдущего периода, уменьшилась на 67 434 103,58 руб., в связи с чем налогоплательщиком была уменьшена сумма резерва по сомнительным долгам за 4 кв. 2008 на указанную величину и образовавшаяся разница включена во внереализацинные доходы 4 кв.2008, увеличивая, тем самым, налоговую базу по налогу на прибыль за 4 кв. 2008. Изложенное свидетельствует, что расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в 4 кв. 2008 г. не повлияли на расчет налоговой базы по налогу на прибыль за указанный период. При этом сумма, списанная налогоплательщиком за счет резерва по сомнительным долгам в 4 кв. 2008 г. в размере 27 723 289,04 руб. повлияла на налоговую базу 1 кв. 2009 г., что подтверждается нижеследующим. В результате произведенного списания остаток резерва по сомнительным долгам на конец 4 кв. 2008 г. составил 1 842 363 966 руб. (1 870 087 255,04 - 27 723 289,04). Сумма вновь создаваемого резерва по сомнительным долгам, рассчитанного по результатам инвентаризации дебиторской задолженности с учетом примененного налогоплательщиком 10% ограничения от суммы выручки, за 1 кв. 2009 г. составила 1 555 588 465,31 руб. Величина вновь создаваемого резерва на 1 кв. 2009 г. оказалась меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода - 1 842 363 966 руб., разница - 286 775 500,69 руб. была включена в состав внереализационных доходов налогоплательщика по итогам 1 кв. 2009 г. (т.е. сумма ранее начисленного резерва была восстановлена). Таким образом, сумма списанной в 4 квартале 2008 года за счет резерва по сомнительным долгам указанного периода безнадежной дебиторской задолженности 27 723 289,04 руб. повлияла на сумму рассчитанной налогоплательщиком разницы в сумме 286 775 500,69 руб., которая в силу п. 5 ст. 266 НК РФ была учтена налогоплательщиком в составе налогооблагаемых доходов за 1 кв. 2009 г. (регистр 5.3.3. за 2009 (т. 35, л.д. 61). При этом, размер налоговых обязательств налогоплательщика за 4 кв. 2008 г. от списания безнадежной задолженности за счет резерва по сомнительным долгам указанного периода не изменился. Учитывая вышеизложенное, п. 1.7 решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль с сумм списанной налогоплательщиком дебиторской задолженности в размере 11 578 166,96 руб. не соответствует фактическим обстоятельствам, следовательно, обжалуемое решение налогового органа является недействительным в указанной части. Относительно расчета пени по НДС. В своем решении налоговый орган указывает на необходимость уплаты обществом пени по налогу на добавленную стоимость на общую сумму 10 739 257,76 руб. Письмом инспекции от 23.04.2012 N 58-16-10/010227 (т. 9 л.д. 29-31) налоговый орган увеличил указанную сумму пени до 56 693 937,53 руб. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества и отмены ФНС России ряда пунктов решения инспекции от 02.04.2010 года N 3, размер пени по НДС уменьшился до 15 221 979,85 руб. Впоследствии доначисления НДС по пунктам 1.10, 1.16 оспариваемого решения были признаны судами незаконными. Таким образом, размер доначислений по НДС уменьшился с 240 691 773,56 руб. до 1 703 911,29 руб. (доначисления по п.п. 1.13, 1.14 решения). Соответственно, изменилась и сумма пени по НДС, приходящаяся на данную сумму доначислений. В соответствии с данными налогового органа, она составила 5 353,12 руб.
С данной суммой пени общество не согласно в связи с тем, что в расчете налогового органа неправильно указана переплата общества по состоянию на 01.01.2007, и соответственно неправильно определена сумма недоимки для расчета пени.
По данным общества переплата составляет 632 980 729,67 руб., а не 586 230 849,19 руб., как указано в расчете (т. 17 л.д. 46-48).
Основная сумма расхождений в части сальдо расчетов с бюджетом общества с данными инспекции связана с неотражением инспекцией в КРСБ сумм налоговых платежей в 1998 году в размере 43 527 861,48 руб., которые перечислены обществом в соответствии с требованиями пп. 1 п. 3 ст.45 НК РФ (п.2 ст.45 НК РФ - в редакции НК РФ, действовавшей до 01.01.2007). В связи с отсутствием денежных средств на корсчетах в банках указанные суммы налоговых платежей не были зачислены на счета Казначейства РФ.
Природа возникновения указанных сумм неоднократно исследовалась в судебных инстанциях при изучении судами состояния расчетов общества с бюджетом и анализе актов сверки между инспекцией и обществом, (N N А40-34019/06-98-226, А40-60116/06-129-375, А40-34897/08-117-96, А40-45415/07-117-269 (т. 16 л.д. 11-144). Судебными инстанциями было установлено, что суммы по НДС в размере 43 527 861,48 руб. не могут рассматриваться как недоимка, поскольку они были надлежащим образом уплачены налогоплательщиком в бюджет РФ.
Более того, в настоящее время вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2012 года по делу N А40-113624/11-20-464 установлено, что рассматриваемая сумма НДС не может рассматриваться в качестве недоимки общества по НДС в связи с истечением установленного НК РФ срока на ее принудительное взыскание. Указанным судебным актов Арбитражный суд г. Москвы признал сумму НДС в размере 43 527 861,48 руб. не подлежащей взысканию, в связи с чем пени на эту сумму начисляться не могут.
Кроме этого, при расчете пени по НДС налоговый орган не учел зачет излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет г. Москвы в счет оплаты НДС по сроку 21.04.2009 в сумме 44 333 443 руб., который инспекция не провела в связи с техническими недоработками программного продукта ЭОД (письмо инспекции от 21.09.2009 N 58-11-09/22689, (т. 17 л.д. 48). Общество обжаловало данный отказ в Арбитражный суд г. Москвы. В ходе судебного разбирательства налоговый орган самостоятельно произвел данный зачет в полном объеме, что подтверждается, в том числе, решениями ИФНС N 10 по г. Москве ( т. 31 л.д. 93-100).
Таким образом, сумма пени по НДС начислена налоговым органом незаконно.
Относительно расчета пени и штрафов по налогу на прибыль.
В ходе сверки расчетов установлено, что сумма пени по налогу на прибыль в части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ составляет 211 949,75 руб., а сумма штрафа - 60 223,81 руб.
Расчет пени и штрафа по налогу на прибыль в части налога, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации обществом не оспаривается, кроме тех сумм, которые приходятся на доначисления по эпизоду, связанному с Pacific Gateway Exchange.
По данным налогового органа, сумма пени в части налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 280 208,03 руб.
Однако, при расчете пени по налогу на прибыль, подлежащему уплате в федеральный бюджет, налоговый орган неверно учитывал переплату общества по данному налогу. При этом налоговый орган учитывал в качестве недоимки следующие суммы:
74 488 352 руб. - оплата налога с расчетных счетов "проблемных" банков в 1998-1999 гг.;
24 256 968 руб. и 1 035 500 руб. - суммы, начисленные налоговым органом и частично взысканные с расчетного счета общества инкассовым поручением N 5 от 14.04.2006 по решениям от 14.04.2006 N 2 и N 3 (в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет, взыскана сумма недоимки в размере 10 290 609 руб.).
Между тем, указанные суммы не могут быть включены в состав недоимок общества, поскольку: срок для их принудительного взыскания истек; сумма 10 290 609 руб. не является недоимкой.
Данные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2010 года по делу N А40-112185/10-107-607 (т. 31 л.д. 62-73), а также действиями самого налогового органа, который списал как безнадежную ко взысканию сумму задолженности по налогу на прибыль в размере 10 290 609 руб., о чем общество было уведомлено письмом инспекции от 09.12.2010 N 58-11-09/021091 (т. 31 л.д. 75) и в размере 87 419 211 руб. (в том числе 74 488 352 руб. - "зависшие платежи"), о чем общество уведомлено письмом от 18.12.2010 N 58-11-09/001868 (т. 31 л.д. 74).
В соответствии с порядком расчета пени, предусмотренным ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, а сумма пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Таким образом, неверное установление суммы недоимки, числящейся за налогоплательщиком, не могло не повлиять на расчет подлежащей уплате суммы пени. Более того, общество имеет значительную переплату по налогу на прибыль. Следовательно, пени по налогу на прибыль в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет, начислены инспекцией необоснованно.
Относительно расчета пени и штрафа по ЕСН.
В решении инспекции указано на необходимость уплаты обществом пени по ЕСН (ФСС РФ) на общую сумму 7 427,11 руб. и штрафа на сумму 5 690 руб. Эта же сумма пени и штрафов установлена в ходе сверки. Из данных расчетов следует, что при исчислении суммы пени и штрафа налоговый орган не учитывает имеющуюся у общества переплату по данному налогу за период с 15.04.2008 по 31.03.2010, которая составляет на 15.04.2008 - 1 047 235,49 руб., на 31.03.2010 - 5 233 924,18 руб. (т. 17 л.д. 1-32). Из этого следует, что налоговый орган при исчислении пени не руководствовался правилами, установленными ст.75 НК РФ и, в частности, тем, что в соответствии с п. 1 указанной статьи, пеня подлежит начислению только на суммы налога, уплаченные в поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, и только с учетом состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом. Таким образом, согласно ст.75 НК РФ пеня может начисляться только в случае наличия у налогоплательщика недоимки. Поскольку суммы имеющихся у общества переплат превышают сумму недоимки, доначисленную инспекцией, и не оспоренную обществом в размере 28 450,00 руб., а также оплаченную заявителем платежным поручением от 07.10.2010 N 4831 (т. 22 л.д. 123), пени и штрафы на данную недоимку начисляться не должны. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества ФНС России сделала следующие выводы. В соответствии с п. 8 ст. 243 Кодекса обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты, и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено п. 8 ст. 243 Кодекса. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Уплата ЕСН в части ФСС за 2007 год производилась ТУ-9 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" по месту нахождения филиала по Заельцевскому району г. Новосибирска. Налоговым органом на основании информации, представленной инспекцией ФНС России по Заельцевскому району г. Новосибирска, в которой администрируются данные платежи, произведен расчет пени за несвоевременную уплату ЕСН в части ФСС. Таким образом, представленная обществом выписка из лицевого счета, в которой указано состояние расчетов общества, по мнению налогового органа, не может являться доказательством наличия переплаты по данному налогу, поскольку в ней указано состояние расчетов непосредственно по ОАО "Ростелеком", а сумма пеней и штрафа исчислялись в отношении ТУ-9 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком". Данные выводы не соответствуют действительности и противоречат действующему законодательству. Как указано в решении ФНС России в соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обязанности организации по уплате и декларированию ЕСН исполняют обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты, и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Учредительными и организационно-распорядительными документами общества установлено, что филиалы и территориальные управления общества не выделены на отдельный (самостоятельный) баланс. Таким образом, ни одно из обособленных подразделений не удовлетворяет всем требованиям, установленным п. 8 ст. 243 НК РФ, для исполнения обязанностей ОАО "Ростелеком" по уплате и декларированию ЕСН. Из всего вышеизложенного следует, что сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения ОАО "Ростелеком", должна определяться как общая сумма ЕСН по обществу. В этой связи в проверяемом периоде ОАО "Ростелеком" производило уплату и декларирование ЕСН централизованно, а обособленные подразделения, в том числе ТУ-9 Сибирского филиала, соответственно не исполняли обязанности общества по уплате ЕСН. Данный факт также подтверждает инспекция в своем решении, в котором указывает, что "в проверяемом периоде ЕСН уплачивался централизованно, по месту нахождения головной организации. Самостоятельно ТУ-9 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" ЕСН не исчислялся и не уплачивался, так как территориальное управление на отдельный баланс не выделено. Данный вывод подтверждается тем фактом, что доначисления по оспариваемому решению отражены в КРСБ инспекцией, соответственно расчет пеней также должен вестись по данным МИ ФНС по КН N 7 (т. 17 л.д. 1-32). Таким образом, довод налоговых органов о том, что при исчислении пеней и штрафов по ЕСН (ФСС) необходимо использовать данные о состоянии расчетов, не общества, а его подразделения - ТУ-9 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком", является необоснованным. На основании изложенного, заявленные требования являются правомерными, обоснованными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Признать недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 02.04.2010 N 3 (с изменениями от 23.04.2010 N 58-16-10/010227) в части доначисления налога на прибыль по п. 1.7. Решения в части задолженности Pacfic Gateway Exchange inc. в размере 2 778 760 руб. 07 коп., а также соответствующих пени и штрафов; и в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату НДС, ЕСН и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, а также пени за несвоевременную уплату указанных налогов.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции и полномочия собственника в отношении федерального имущества как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Таким образом, ТУ Росимущества по Московской области, как представитель собственника земельных участков, вправе было передать данные земельные участки ООО "Трестспецстрой" в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации путем заключения оспариваемых договоров купли-продажи."
Номер дела в первой инстанции: А40-100845/2010
Истец: ОАО "Ростелеком"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ N 7 по крупнейшим налогоплательщикам, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7871/12
21.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7871/12
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7871/12
07.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7871/12
01.06.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9059/12
16.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14972/11
21.10.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20115/11
10.06.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-100845/10