г. Владимир |
|
23 мая 2012 г. |
Дело N А39-1742/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.05.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2012 по делу N А39-1742/2011, принятое судьей Цыгановой Г.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (ИНН 1326188568, ОГРН 1031316005885), г.Саранск, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска от 31.03.2011 N 11-17, в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 31.05.2011 N 02-16/05296.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска - Грачев А.П. по доверенности от 10.01.2012 N 110 сроком действия один год;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия - Логинов Ю.Ю. по доверенности от 10.01.2012 сроком действия по 31.12.2012;
от общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" - Скрупинская С.П. по доверенности от 04.05.2012.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налога службы по Ленинскому району г.Саранска проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогам и сборам общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее по тексту - Общество) за период 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 21.01.2011 N 11-01 и принято решение от 31.03.2011 N 11-17 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 164 рублей за неуплату налога на прибыль, в сумме 860 343 рублей за неуплату налога на добавленную стоимость, в сумме 702 рублей за неуплату налога на имущество, в сумме 373 163 рублей за неуплату единого социального налога. Данным решением Обществу доначислен налог на прибыль в сумме 123 214 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 11 413 453 рублей, налог на имущество в сумме 7027 рублей, единый социальный налог в сумме 3 731 673 рублей и соответствующие пени в общей сумме 3 928 624 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление) от 31.05.2011 N 02-16/05296 сумма налога на прибыль снижена до 108 828 рублей, налога на добавленную стоимость - до 11 082 947 рублей, отменён штраф за неуплату налога на прибыль, сумма штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость уменьшена до 860 343 рублей, также уменьшены суммы пени по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным в части налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога.
Решением от 06.02.2012 заявленное требование удовлетворено частично. Решение Инспекции признано недействительным в части налога на добавленную стоимость и единого социального налога. В отношении налога на прибыль в удовлетворении требования Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на доказанность ею недобросовестности Общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление доводы апелляционной жалобы поддержало.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о необоснованном применении Обществом вычетов на основании счетов-фактур, оформленных от имени обществ с ограниченной ответственностью "Мордовремспецстрой" и "Мордовспецстройтранс".
Как следует из материалов дела, в обоснование вычетов в сумме 6 113 091 рубля Обществом в налоговый орган представлены договоры субподряда от 07.08.2009 N 45сп/09, N 49сп/09, от 10.08.2009 N 46сп/09, N 47сп/09, от 07.09.2009 N СП/09, договоры поставки товара от 11.01.2008 N 01/01, от 01.12.2008 N 01/12, акты выполненных работ, товарные накладные и счета-фактуры, оформленные от имени общества с ограниченной ответственностью "Мордовремспецстрой".
В ходе проверки Инспекцией опрошены работники Общества Скребков В.Н., Ванягин А.Е., которые пояснили, что строительные работы выполнялись силами самого Общества.
Согласно протоколу осмотра происшествия от 13.05.2010, составленного Управлением по налоговым преступлениям Министерства внутренних дел по Республики Мордовия у Общества изъяты ряд счетов-фактур, подписанных директором общества с ограниченной ответственностью "Мордовремспецстрой" Татаровым С.П. но не принятых к вычету Обществом, что позволило Инспекции прийти к выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Мордовремспецстрой" не могло оказывать услуги и поставлять Обществу товар, в силу чего хозяйственная деятельность Общества с данных контрагентом реально не осуществлялась.
В обоснование налоговых вычетов в сумме 4 969 854 рублей 97 копеек Общество представило в Инспекцию договоры субподряда от 25.04.2007 N 25/04, от 01.05.2007 N 01/05, от 30.05.2007 N 30/05, от 31.01.2008, от 01.07.2007 N 01-07, от 01.02.2008 N 01/02-1, от 03.03.2008 N 03/03, от 03.05.2008 N 03/05, акты выполненных работ, товарные накладные, счета-фактуры, оформленные от имени общества с ограниченной ответственностью "Мордовспецстройтранс".
В ходе проверки Инспекция опросила ряд работников, которые пояснили, что общество с ограниченной ответственностью "Мордовспецстройтранс" им неизвестно, что позволило налоговому органу прийти к выводу об отсутствии реальных хозяйственных операций Общества с данным контрагентом.
Между тем налоговым органом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
Как установлено пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм следует, что необходимыми условиями для применения налоговых вычетов являются приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи, постановка на учет товаров (работ, услуг), а также использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. У покупателя должны быть надлежащим образом оформленные счета-фактуры с соблюдением требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, выписанные поставщиком товаров с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из решения Инспекции усматривается, что вывод об отсутствии хозяйственных связей с обществом с ограниченной ответственностью "Мордовремспецстрой" Инспекцией сделан на показаниях Яшкова Д.Г., Ванягина А.Е., Сорокина Д.Н., Григоряна К.С. и Жирнова А.Н., между тем из показаний указанных лиц следует, что указанные лица либо вообще не опрашивались относительно конкретных работ, указанных в счетах-фактурах общества с ограниченной ответственностью "Мордовремспецстрой", либо их показания оформлены объяснениями без предупреждения об ответственности за дачу ложных показаний, в силу чего не могут быть признаны надлежащими доказательствами.
При этом относительно факта получения товара от данного контрагента проверка фактически вообще не проводилась и доказательств, опровергающих факт получения товара Инспекцией, не представлено.
Также относительно факта получения товаров от общества с ограниченной ответственностью "Мордовспецстройтранс" и оказания данной организацией Обществу транспортных услуг Инспекцией проверочные мероприятия не проводились, а относительно субподрядных работ показания оформлены объяснениями работников без предупреждения об ответственности за дачу ложных показаний.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности налоговым органом необоснованности применения Обществом налоговых вычетов является правомерным.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению единого социального налога послужил вывод налогового органа о занижении Обществом в 2009 году налоговой базы при выплате физическим лицам денежных средств через специально созданные организации - общества с ограниченной ответственностью "СтройГарант", "Стройтрансмонтаж" и "СтройКадры".
В ходе налоговой проверки Инспекцией установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Стройтрансмонтаж" создано 27.02.2008 и поставлено на учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска 27.02.2008 имеет юридический адрес: г.Саранск, ул.Республиканская, 7. Руководителем данного общества является Кадеров Александр Петрович, который до этого работал в Обществе в должности главного механика (с 02.11.2007 по 01.04.2008). Учредителем является Артамонов Александр Анатольевич.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройКадры" создано в феврале 2009 года и зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия 06.02.2009 (стр. дело N материалов проверки), имеет юридический адрес: г. Саранск, ул. Строительная, 1а. Учредителем (с 06.02.2009 по 05.08.2009) и директором данного общества (с 06.02.2009 по 23.09.2009) являлась Ключникова Марина Владимировна, которая продолжала в данный период работать в Обществе в должности юрисконсульта.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройГарант" создано и поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска 24.03.2009, имеет юридический адрес: г. Саранск, ул. Республиканская, 7. Руководителем и учредителем организации в проверяемом периоде (с 24.03.1998 по 10.03.2010) была Беляркина Мария Сергеевна, которая работала в Обществе в период с 20.11.2007 по 14.05.2010 в должности юрисконсульта.
Общества с ограниченной ответственностью "СтройГарант" и "Стройтрансмонтаж" были зарегистрированы на территории Общества, юридические адреса их совпадают, общество с ограниченной ответственностью "СтройКадры" имеет другой юридический адрес, но местонахождение всех четырех организаций совпадает, поскольку при изъятии документов в Обществе были изъяты документы еще трех организаций. Данный факт отражен в протоколе осмотра места происшествия от 13.05.2010, полученном от Министерства внутренних дел по Республики Мордовия. Договоры о ведении бухгалтерского и налогового учета, договора аренды между Обществом и данными организациями отсутствуют.
Впоследствии Обществом с указанными организациями были заключены либо договоры по предоставлению персонала, либо договоры оказания услуг.
Проанализировав своды начислений выплат, Инспекция пришла к выводу о том, что из Общества была уволена значительная часть работников с последующим их трудоустройством в вышеназванные организации.
Между тем факт регистрации контрагентов по одному адресу, как и заключение договоров по предоставлению персонала, сами по себе не свидетельствуют о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды.
Налоговым органом не представлено доказательств направленности действий Общества на получение необоснованной налоговой выгоды.
В материалах дела отсутствуют как приказы об увольнении работников, так и приказы об их приёме на работу, из единичных показаний опрошенных лиц невозможно установить намерений руководства Общества.
Из имеющихся документов также невозможно установить, какие уволенные из Общества работники приняты в новые организации. При этом налоговый орган не смог обосновать нормами налогового законодательства включение в налоговую базу при исчислении единого социального налога денежных выплат, произведенных контрагентами Общества всем своим работникам, не только тем, которые перешли из Общества.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необоснованном доначислении единого социального налога соответствует материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.02.2012 по делу N А39-1742/2011 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
Как установлено пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Из приведенных норм следует, что необходимыми условиями для применения налоговых вычетов являются приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи, постановка на учет товаров (работ, услуг), а также использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. У покупателя должны быть надлежащим образом оформленные счета-фактуры с соблюдением требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, выписанные поставщиком товаров с указанием суммы налога на добавленную стоимость."
Номер дела в первой инстанции: А39-1742/2011
Истец: ООО "Стройинвест"
Ответчик: ИФНС по Ленинскому району г. Саранска, УФНС России по РМ
Третье лицо: УФНС по Республике Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16126/12
21.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16126/12
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3221/12
23.05.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1522/12
06.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-1742/11