Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 октября 2007 г. N КА-А40/11158-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2007 г.
ООО "Лукой-Калининградморнефть" (Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (МИ ФНС России по КН N 1, далее - Инспекция) о признании недействительным Решения N 52/2008 от 22.11.2006 г., требования об уплате сумм налога на добавленную стоимость от 01.12.2006 г. N 582.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2007 г. в удовлетворении требований общества отказано. При этом суд исходил того, что налогоплательщики, выполняющие работы (оказывающие услуги), поименованные в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, определяют налоговую базу согласно п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть на более раннюю из дат - дату отгрузки.
Поскольку не собран пакет документов в месяце отгрузки, в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ, обществом должен быть начислен НДС по ставке 18% с полученной выручки по реализации услуг транспортировки и перевалки.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2007 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2007 г. по делу N А40-77901/06-98-432 отменено, решение Инспекции от 22.11.2006 г. N 52/2008 и требование от 01.12.2006 г. N 582 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 26183051 руб. признаны недействительными.
Девятый арбитражный апелляционный суд указал, что срок, установленный абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ, не является сроком представления документов в налоговый орган (то есть не является сроком, предусмотренным п. 9 ст. 165 НК РФ); абзац 2 п. 9 ст. 167 НК РФ подлежит применению и при установлении момента определения налоговой базы в отношении операций, осуществляющих услуги по перевозке товаров на экспорт, независимо от того, требуется ли в соответствии с НК РФ представление в налоговый орган таможенной декларации при представлении документов, подтверждающий обоснованность применения ставки 0 процентов.
В кассационной жалобе инспекция просит об отмене постановления апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права и отказе заявителю в удовлетворении требований. Налоговый орган считает, что заявитель, не собравший полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, должен был исчислить и уплатить НДС с суммы реализации услуг.
Отзыв на жалобу не представлен.
В заседании суда представитель инспекции поддержал доводы жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в постановлении апелляционного суда.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за март 2006 г. налоговым органом вынесено решение от 22.11.2006 г. N 12/2006, которым обществу доначислен НДС в размере 26183051 руб. и предложено внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет. В привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату налога, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ отказано в связи с наличием у общества переплаты, превышающей размер доначисленного налога (т. 1, л.д. 17-24).
Решение мотивировано тем, что налогоплательщикам, выполняющим работы (оказывающим услуги), поименованные в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, не предоставляется 180-дневный срок для сбора комплекта документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Такие налогоплательщики определяют налоговую базу согласно п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть на более раннюю из дат - дату отгрузки или дату оплаты услуг. Поскольку обществом не собран пакет документов в месяце отгрузки, в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ должен быть начислен НДС по ставке 18% с полученной выручки по реализации услуг транспортировки и перевалки.
На основании решения обществу выставлено требование N 582 от 01.12.2006 г. об уплате НДС в указанной сумме.
Признавая решение и требование недействительными, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подпунктам 1-2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
- товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;
- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 165 Кодекса (в редакции действующей с 01.01.2006) при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются;
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
Все перечисленные документы по отгрузкам марта 2006 года были представлены обществом в инспекцию.
При этом общество при определении момента возникновения налоговой базы руководствовалось п. 9 ст. 167 НК РФ.
С 01.01.2006 года законодатель "упростил" порядок подтверждения ставки 0 процентов для налогоплательщиков, оказывающих услуги, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, в части необходимости представления таможенной декларации.
Целью таких изменений являлось соблюдение баланса положения налогоплательщиков в части применения ст. 165 НК РФ по предоставлению документов, поскольку зачастую (и об этом свидетельствует судебно-арбитражная практика, сложившаяся во всех регионах РФ) перевозчики не могли представить таможенную декларацию (ее копию), так не являлись лицом, перемещающим товар через границу либо копия декларации не устраивала налоговые органы из-за ее качества, а таможенные органы отказывались представлять иной документ лицу, не перемещающему товар.
Однако в остальном порядок налогообложения и момента определения налоговой базы для таких налогоплательщиков не изменился.
Пунктом 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующей о помещении вывозимых с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам устанавливается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.
При этом срок, установленный абзацем 2 п. 9 ст. 167 Кодекса, не является сроком представления документов в налоговый орган (то есть не является сроком, предусмотренным п. 9 ст. 165 Кодекса).
Иные правила определения налоговой базы в отношении операций, предусмотренных п.п. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, положениями п. 9 ст. 167 Кодекса не установлены.
Таким образом, абзац 2 п. 9 ст. 167 Кодекса подлежит применению и при установлении момента определения налоговой базы в отношении указанных операций независимого от того, требуется ли в соответствии с Кодексом представление в налоговый орган таможенной декларации при представлении документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов.
Кроме того, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, устанавливающим ставки обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов.
В связи с этим при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168-169 Кодекса предъявляет покупателю (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки 0 процентов.
Налогоплательщик не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.
Пункт 9 ст. 165 НК РФ момент определения налоговой базы не регулирует. Данная норма предусматривает возможность сбора пакета документов, обосновывающих применение налоговой ставки, за пределами 180-дневного срока и обязанность уплаты НДС в случае непредставления документов по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенном режиме экспорта.
Устанавливая с 01.01.2006 новые правила налогообложения, законодатель не преследовал цель ухудшения положения перевозчиков по сравнению с иными налогоплательщиками, пользующимися правом применения налоговой ставки 0 процентов.
Между тем, позиция налогового органа ухудшает положение налогоплательщиков, не подающих в налоговый орган таможенную декларацию, поскольку такие налогоплательщики по существу лишаются 180-дневного срока для сбора документов, обосновывающих применение ставки 0 процентов.
Отгрузка товаров (проведение работ, оказание услуг) может произойти до сбора необходимого пакета документов, что приводит к тому, что налогоплательщик либо должен иметь документы на момент отгрузки, либо уплатить НДС.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П указано, что принцип равного налогового бремени в сфере налоговых отношений не допускает установления носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от характера и содержания предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления спорной суммы налога, взыскания пени и наложения налоговой санкции, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы жалобы инспекции основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2007 года по делу N А40-77901/06-98-432 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по КН N 1- без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС России по КН N 1 госпошлину 1000 руб. в федеральный бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 октября 2007 г. N КА-А40/11158-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании