г. Москва |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А41-33756/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Соколова С.Ю., доверенность от 06.10.2011 N 207/431д,
от заинтересованных лиц: от Федерального государственного учреждения "Мособллес" - не явились, извещены надлежащим образом,
от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва - Фролова А.А., доверенность от 27.12.2011 N 10/9463,
от третьих лиц: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2012 по делу N А41-33756/11, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Федеральному государственному учреждению "Мособллес" (ОГРН:1025004910237), Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области об обязании согласовать границы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному управлению "Мособллес" (далее - ФГУ "Мособллес"), Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз), при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, об обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва согласовать границы земельного участка площадью 13 723 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.п. Никольское, аэродром "Кубинка", имеющий координаты:
N точек |
Расстояния, метры |
Румбы, |
Координаты |
N . N . знаков |
X (м) Y (м)
н1 |
41.229 |
СВ: 63.2842 |
454761.730 |
2133748.870 |
1 |
н2 |
44.288 |
СВ: 68.0735 |
454780.140 |
2133785.760 |
2 |
н3 |
43.859 |
СВ: 74.4934 |
454796.640 |
2133826.860 |
3 |
н4 |
20.887 |
СВ: 80.3934 |
454808.120 |
2133869.190 |
4 |
н5 |
68.183 |
ЮЗ: 59.2909 |
454811.510 |
2133889.800 |
5 |
н6 |
39.880 |
ЮЗ: 68.0052 |
454776.890 |
2133831.060 |
6 |
н7 |
40.410 |
ЮЗ: 63.2714 |
454761.960 |
2133794.080 |
7 |
н8 |
329.659 |
ЮЗ: 61.5438 |
454743.900 |
2133757.930 |
8 |
н9 |
77.496 |
ЮЗ: 58.3343 |
454588.680 |
2133467.100 |
9 |
н10 |
72.485 |
ЮЗ: 52.2758 |
454548.260 |
2133400.980 |
10 |
н11 |
53.375 |
ЮЗ: 46.0508 |
454504.100 |
2133343.500 |
11 |
н12 |
65.988 |
ЮЗ: 60.0427 |
454467.080 |
2133305.050 |
12 |
н13 |
55.602 |
СВ: 41.5525 |
454434.160 |
2133247.860 |
13 |
н14 |
59.805 |
СВ: 46.0817 |
454475.530 |
2133285.010 |
14 |
н15 |
3.819 |
СВ: 46.0339 |
454516.970 |
2133328.130 |
15 |
н16 |
74.668 |
СВ: 52.3053 |
454519.620 |
2133330.880 |
16 |
н17 |
78.801 |
СВ: 58.3416 |
454565.060 |
2133390.130 |
17 |
н18 |
330.420 |
СВ: 61.5437 |
454606.150 |
2133457.370 |
18 |
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители ФГУ "Мособллес" и третьих лиц, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. На вопрос суда ответил, что не отрицает факт того, что имеется наложение границ с лесным фондом.
Представитель Минобороны России указал, что судебный акт по делу N А41-33756/11 затрагивает права ТУ Росимущества по Московской области, как представителя Российской Федерации, являющейся собственником земельного участка. Просил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Московской области.
Представитель Мослесхоза не согласился с апелляционной жалобой, по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Мослесхоза указал, что права ТУ Росимущества по Московской области судебным актом по делу N А41-33756/11 не затронуты, так как Мослесхоз имеет права по использованию и распоряжению землями лесного фонда, право собственности Российской Федерации на земельный участок в данном деле не оспаривается.
На вопрос суда представители Минобороны России и Мослесхоза ответили, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ходатайство о привлечении к участию в деле ТУ Росимущества в Московской области не заявлялось.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле ТУ Росимущества в Московской области и удовлетворения апелляционной жалобы Минобороны России.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства заявителя о привлечении к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Московской области на основании следующего.
Третье лицо, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступает участником не спорного правоотношения, а правоотношения, связанного со спорным, поскольку суд не разрешает вопрос ни о правах, ни об обязанностях такого лица, с него ничего не взыскивается и ему ничего не присуждается, а привлечении такого лица к участию в деле или вступление его в дело по собственной инициативе в силу статьи 51 АПК РФ обусловлено соображениями процессуальной экономии, а именно установлением с участием этого лица обстоятельств, которые впоследствии не потребуется доказывать заново при рассмотрении другого дела с участием тех же лиц.
В то же время, если это лицо не участвовало в деле, судебные акты, принятые по делу не создают для этого лица отрицательных преюдициальных последствий, привлечение к участию в деле третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (в отличии от сторон спора), является факультативным и соответственно не привлечение его в дело не должно влечь отмену решения. Следовательно обязанности привлекать его у суда нет, не реализация же судом того или иного права суда не имеет отношения к безусловным основаниям для отмены.
Исходя из смысла пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта является принятие судом решения непосредственно о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
О том каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности ТУ Росимущества в Московской области, учитывая, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в данном деле не оспаривается, а напротив признается и заявителем и заинтересованным лицом, Минобороны России не указало.
Как следует из материалов дела и установлено судом, письмом Наркомзема Союза ССР вх. N 9289 от 19.05.1938 по ходатайству Мособлисполкома ВВС МВО предоставлено для строительства 378 га земли (т.1 л.д.16).
Постановлением Президиума Мособлисполкома N 176 от 29.04.1938 "Об отводе участка земли МВО в Звенигородском и Рузском районах Московской области" изъяты для нужд ВВС МВО от колхоза "8-е марта" - 150 га, от совхоза "Васильевское" - 5 га, от Московского Опорного пунтка масляничных культур - 35 га и от Рузского и Звенигородского Лесхозов -188 га.
Решением Исполкома Областного совета Депутатов трудящихся от 26.02.1947 N 25с под расширение и реконструкцию аэродрома "Кубинка", под постройку железно-дорожной ветки и постройку "ЗОС" ОАС УВВС МВО отведены земли общей площадью 196,08 га.
ВВС МВО решением Исполкома Областного совета Депутатов трудящихся от 21.05.1952 N 00759/16 отведен для строительства жилого городка, автодороги и буксировочной рулежной дорожки 43 га земли из земель колхозов и гослесфонда в Звенигородском районе. Разрешено ВВС МВО построить автодорогу в лесах госфонда Звенигородского лесхоза Кубинского лесничества кв.кв. N7, 13 по существующей дороге без расширения и исключения ее из состава земель гослесфонда.
ВВС МВО решением Исполкома Московского областного Совета депутатов трудящихся N 821/18с от 06.06.1952 отведен земельный участок площадью 34, 76 га из земель Звенигородского лесхоза под строительство склада боеприпасов и подъездов к нему при аэродроме "Кубинка".
Между Минобороны России и ООО "Румб" заключен 12.03.2010 государственный контракт по оказанию услуг по получению правоустанавливающих и технических документов для проведения землеустроительных работ трех земельных участков государственного аэродрома Кубинка.
Согласно результатам проведенной филиалом ФГУП "Рослеинфорг" "Мослеспроект" экспертизы в отношении территории размещения и внешних границ земельного участка ООО "Румб" стало известно, что часть территории военного городка попадает на территорию Лесфонда - ФГУ "Мособллес".
Рассмотрев письменный запрос ООО "Румб" по поводу территориального размещения и внешних границ земельного участка аэродрома "Кубинка" площадью 1,3723 га, в справке ФГУП "Рослеинфорг" от 06.06.2011 N 08/841, сообщается следующее: часть площади данного земельного участка (0.6549 га) в предоставленных границах накладывается на земли лесного фонда, квартал 30 Тучковского участкового лесничества Звенигородского лесничества ФГУ "Мособллес" Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москва.
16.06.2011 Управлением лесного хозяйства по Московской области и г.Москве в ответ на обращение ООО "Румб" о согласовании границ земельного участка было отказано.
Не согласившись с отказом по согласованию границ земельного участка, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это предполагает возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В порядке части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию.
В соответствии с положениями статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 3 ЛК РФ сохраняется приоритет: за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании ЛК РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81- 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со статьями 67-68 ЛК РФ, пунктами 2-3 постановления Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 "О правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков: проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, опенка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 ЛК РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Одновременно статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом в соответствии с требованиями статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Таким образом, на основании положений ст.ст. 3, 67-69 Лесного кодекса, ст.ст. 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", п.1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то, что имущество Вооруженных сил согласно пункту 2 раздела II Приложения N 1 к Постановлению, включено в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, земельный участок является собственностью Российской Федерации, из состава федеральной собственности не выбывал.
Между тем, земельный участок заявителя накладывается на земли лесного фонда в квартале N 30 Тучковского участкового лесничества Звенигородского лесничества, что заявителем не отрицается.
Согласно представленной в материалы дела архивной справки выданной Государственным архивом Российской Федерации от 21.01.2005 в Государственном архиве Российской Федерации в фонде Совета Министров СССР хранится распоряжение Совета Министра СССР N 9427рс от 12.06.1951. В данном распоряжении говорится об отводе Военному министерству СССР для ВВС Московского военного округа под строительство очистных сооружений, дороги, водопровода и коллектора при аэродроме "Кубинка" земельного участка площадью 1, 95 га из гослесфонда в квартале 42 и 44 Тучковского лесничества Рузского лесхоза. Отвод земельного участка предписывалось провести без исключения его из гослесфонда.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Поскольку спорный земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда, Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве правомерно отказано в согласовании границ спорного земельного участка.
Несогласование границ земельного участка по мотиву частичного совпадения площади земельного участка с землями лесного фонда, отнесенными в силу статьи 8 ЛК РФ к федеральной собственности, не лишает заявителя возможности обратиться с самостоятельным требованием об установлении границ.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2012 по делу N А41-33756/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 69 ЛК РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Одновременно статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом в соответствии с требованиями статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Таким образом, на основании положений ст.ст. 3, 67-69 Лесного кодекса, ст.ст. 4.1-4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", п.1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
...
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
...
Несогласование границ земельного участка по мотиву частичного совпадения площади земельного участка с землями лесного фонда, отнесенными в силу статьи 8 ЛК РФ к федеральной собственности, не лишает заявителя возможности обратиться с самостоятельным требованием об установлении границ."
Номер дела в первой инстанции: А41-33756/2011
Истец: Министерство обороны РФ
Ответчик: Управление лесного хозяйства по г. Москве и Московской области, Управление лесного хозяйства по Московская область и г. Москва, ФГУ "Мособллес"
Третье лицо: Росреестр, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФБУ "Кадастровая палата" по МО, ФБУ "Кадастровая палата" по Московская область
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16268/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16268/12
28.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-8769/12
28.05.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3358/12