г. Москва |
|
01 июня 2012 г. |
Дело N А41-34092/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Сергеевой Т.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Телюк И.И., доверенность от 14.07.2011 N б/н,
от заинтересованных лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Черненко А.М., доверенность от 11.04.2012 N 120-Д,
от федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2011 по делу N А41-34092/10, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Бадаева Дмитрия Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области об оспаривании действий и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бадаев Дмитрий Николаевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Бадаев Д.Н.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области), в котором просит:
1) признать незаконными с момента их совершения действия управления по внесению в Государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка, имеющего кадастровый номер 50:08:080330:0154, сведений относительно кадастровой стоимости в размере 267 395 159,40 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419,80 рублей;
2) признать незаконными с момента их совершения действия управления по внесению в Государственный кадастр недвижимости в отношении указанных ниже земельных участков следующих сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости:
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:163, кадастровая стоимость 31 191 222 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:164, кадастровая стоимость 73 223 148 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:165, кадастровая стоимость 73 494 165,60 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:166, кадастровая стоимость 74 609 693,40 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:167, кадастровая стоимость 14.876.930,40 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
3) обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости с момента их внесения следующие сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости:
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:163, кадастровая стоимость 31 191 222 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:164, кадастровая стоимость 73 223 148 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:165, кадастровая стоимость 73 494 165,60 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:166, кадастровая стоимость 74 609 693,40 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 50:08:080330:167, кадастровая стоимость 14 876 930,40 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 2419,80 рублей;
4) обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости запись о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:080330:163, 50:08:080330:164, 50:08:080330:165, 50:08:080330:166, 50:08:080330:167 рассчитанных на основании сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:080330:0154, существовавших до внесения изменений этих сведений.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Бадаеву Д.Н. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 110 503 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, дер. Никитское, д. 44, участок находится примерно в 460 метрах по направлению на север от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, кадастровый номер 50:08:080330:0154 (свидетельство о государственной регистрации права от 05.08.2009 серия 50 НГ N 983438);
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 12 890 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Бужаровское, участок расположен в западной части кадастрового квартала 50:08:080330, кадастровый номер 50:08:080330:163 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2010 серия 50 АА N 433497);
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 30 260 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Бужаровское, участок расположен в западной части кадастрового квартала 50:08:080330, кадастровый номер 50:08:080330:164 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2010 серия 50 АА N 433500);
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 30 372 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Бужаровское, участок расположен в западной части кадастрового квартала 50:08:080330, кадастровый номер 50:08:080330:165 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2010 серия 50 АА N 433499);
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 30 833 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Бужаровское, участок расположен в западной части кадастрового квартала 50:08:080330, кадастровый номер 50:08:080330:166 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2010 серия 50 АА N 482443);
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 6148 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Бужаровское, участок расположен в западной части кадастрового квартала 50:08:080330, кадастровый номер 50:08:080330:167 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2010 серия 50 АА N 482444).
Согласно выпискам из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость указанных земельных участков определена:
- участок КN 50:08:080330:0154 - 267 395 159,40 рублей (выписка от 27.05.2010 N 5008/201/10-12449);
- участок КN 50:08:080330:163 - 31 191 222 рублей (выписка от 05.07.2010 N 5008/202/10-22932);
- участок КN 50:08:080330:164 - 73 223 148 рублей (выписка от 05.07.2010 N 5008/202/10-22933);
- участок КN 50:08:080330:165 - 73 494 165,60 рублей (выписка от 05.07.2010 N 5008/202/10-22934);
- участок КN 50:08:080330:166 - 74 609 693,40 рублей (выписка от 05.07.2010 N 5008/202/10-22935);
- участок 50:08:080330:167 - 14 876 930,40 рублей (выписка от 07.05.2010 N 5008/202/10-22936).
Кадастровая стоимость в отношении всех перечисленных земельных участков определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419 рублей 80 коп. за 1 кв.м на площадь земельных участков.
Считая незаконными с момента их совершения действия управления по внесению в Государственный кадастр недвижимости в отношении указанных выше земельных участков сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости, ИП Бадаев Д.Н. обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что доказательств обоснованности применения уполномоченным органом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419,80 руб. суду не представлено. Кроме того, соответствующим распоряжением кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, не утверждалась.
Обжалуя решение суда первой инстанции, управление указывает, что распоряжением Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ (далее - Распоряжение от 23.12.2009 N 121-РМ) установлен средний уровень кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков по Истринскому району составляет 2419 руб. 80 коп./мI, следовательно, кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитывается путем умножения среднего удельного показателя для Истринского муниципального района на площади данных земельных участков.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель предпринимателя против доводов апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ФБУ "Кадастровая палата" в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./мI земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для дачных объединений Истринского муниципального района определена в размере от 808,707 руб. до 2419, 803 руб.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заинтересованными лицами не доказана обоснованность применения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419,803 руб.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (деле - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
В распоряжении от 23.12.2009 N 121-РМ указание на земельные участки заявителя отсутствует, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и сама кадастровая стоимость поименованных в тексте настоящего решения земельных участков не установлена.
Соответствующим Распоряжением кадастровая стоимость конкретных земельных участков, принадлежащих заявителю, не утверждалась.
Таким образом, обжалуемые заявителем действия Управления Росреестра по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении указанных выше земельных участков сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости необоснованны и незаконны, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Оспариваемые в рамках настоящего дела действия не соответствуют требованиям Распоряжения от 23.12.2009 N 121-РМ, поскольку данным актом утверждены не кадастровая стоимость земельных участков заявителя, не удельный их показатель, а среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу в виде разрешенного использования и средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, в который включены земельные участки заявителя.
Определение кадастровой стоимости каждого земельного участка из подготовленного перечня является результатом государственной кадастровой оценки земель. Результатом государственной кадастровой оценки земель не может являться лишь установление среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
Ранее кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:080330:0154 исчислялась из расчета удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ.
Учитывая установленные по делу обстоятельства требования заявителя об обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости запись о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:080330:163, 50:08:080330:164, 50:08:080330:165, 50:08:080330:166, 50:08:080330:167 рассчитанных на основании сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:08:080330:0154, существовавших до внесения изменений этих сведений, также правомерно удовлетворены.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Изложенная в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/ правовая позиция, согласно которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета, не подлежит применению к настоящему спору, поскольку в рамках данного конкретного спора предпринимателем заявлены требования именно об оспаривании действий по внесению в ГКН сведений относительно кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, исключении таких сведений и обязании внести в ГКН запись о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков, рассчитанных на основании сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости, существовавших до внесения изменений этих сведений. При этом в рамках настоящего дела конечной целью заявителя является не определение новой кадастровой стоимости, по поводу чего и может разрешаться спор в порядке искового производства, а лишь восстановление существовавшего положения относительно кадастровой стоимости земельных участков, имевшей место до нарушения прав заявителя совершением заинтересованным лицом оспариваемых действий.
Таким образом, в данном случае спор был правомерно разрешен судом первой инстанции по правилам главы 24 АПК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные предпринимателем требования, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2011 по делу N А41-34092/10 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
...
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (деле - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков."
Номер дела в первой инстанции: А41-34092/2010
Истец: ИП Бадаев Д. Н.
Ответчик: Руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФБУ "Кадастровая палата по Московской области"
Третье лицо: ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области