Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 октября 2007 г. N КГ-А41/9775-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2007 г.
Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области; Управлению Федерального казначейства по Московской области; обществу с ограниченной ответственностью "Айс-Крим 2000" о признании недействительным Распоряжения.
В заявлении, поданном в Арбитражный суд Московской области, Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области просит признать недействительным Распоряжение Министерства имущественных отношений МО от 19.06.2006 N 750 и признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 30.06.2006 N 312, применив последствия недействительности сделки.
В обоснование своего заявления Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области указал, что Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.06.2006 года N 750 "О предоставлении в собственность ООО "Айс-Крим 2000" земельного участка в городском поселении Сергиев-Посад" ООО "Айс-Крим 2000" предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:05:007 01 06:0023, общей площадью 10560 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212-а для размещения производственных помещений фабрики-кухни и заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка от 30.06.2006 года N 312.
Заявитель полагает, что Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 19.06.2006 года N 750 и договор купли-продажи земельного участка от 30.06.2006 года N 312 незаконны, приняты с превышением полномочий и нарушают имущественные права Сергиево-Посадского муниципального района по распоряжению земельными участками.
Кроме того, заявитель отметил, что спорный земельный участок в настоящее время находится в аренде у ОАО "Сергиево-Посадский хлебокомбинат" на основании Постановления Главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района от 25.09.1995 года N 1347, которое не отменено и не признано утратившим силу.
Решением Арбитражного суда Московской области в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что оспариваемое Распоряжение и заключенный договор купли-продажи не противоречат материалам действующему законодательству, денежные средства от продажи земельного участка в полном объеме поступили в бюджет Сергиево-Посадского муниципального района.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель - Глава Сергиево-Посадского муниципального района - ссылается на то, что при вынесении решения, суд руководствовался Постановлением Правительства Московской области от 02.04.2003 г. N 163/11, по которому органы местного самоуправления Сергиево-Посадского района уполномочены принимать решения о предоставлении земельных участков площадью до 0,5 га, тогда как, по мнению заявителя, в соответствии с Законом Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", размеры земельных участков, предоставляемых органами местного самоуправления, устанавливаются Правительством Московской области от 0,5 га до 3 га.
Кроме того, заявитель полагает, что судом не учтено, что соглашение от 19.06.2006 года N ДЗ-334 о расторжении договора аренды земельного участка Д-114 от 03.06.1997 года подписано в день принятия распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19.06.2006 года N 750 и зарегистрировано в Главном Управлении Федеральной Регистрационной службе только 09.10.2006 года.
Что касается срока на обжалование ненормативного акта, то заявитель в кассационной жалобе указывает, что документы по сделкам с земельными участками были зарегистрированы МУ "Департамент имущественных отношений потребительского рынка и защиты прав потребителей", а не Администрацией района, в силу чего заявитель полагает, что срок не является пропущенным.
В заседании суда кассационной инстанции заявитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области и ООО "Айс-Крим-2000" возражали против доводов жалобы, просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
Ответчик - Управление Федерального казначейства по Московской области - извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела установлено, что 19.06.2006 г. Министерством имущественных отношений Московской области было вынесено Распоряжение N 750, в соответствии с которым ООО "Айс-Крим 2000" был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:05:007 01 06.0023, общей площадью 10560 кв.м., расположенный в Московской области, г. Сергиев-Посад, проспект Красной армии, дом 212-а, относящийся к категориям земель-"земли поселений", участок разрешалось использовать для размещения производственных помещений "фабрики-кухни".
На основании указанного Распоряжения между Министерством имущественных отношении и ООО "Айс-Крим 2000" 30.06.2006 г. был заключен Договор купли-продажи земельного участка N 312.
10.10.2006 г. было выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.
На момент принятии оспариваемого Распоряжения (19 июня 2006 г.) и заключения оспариваемого договора (30 июня 2006 г.) Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-Ф3 действовал в редакции с изменениями от 7 июля, 8 декабря 2003 г., 3 октября, 29 декабря 2004 г., 18 июня, 27, 31 декабря 2005 г.). Пункт 10 статьи 3 указанного закона устанавливал, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и до момента разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ указано, что земельное, законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из указанного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.
Таким образом, положения по ограничению распоряжения земельными участками предусматривались как федеральным законом, так и законодательством субъекта РФ.
В Московской области таким законом является Закон Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Московской областной Думы 29 мая 1996 г. N 9/92). На момент принятия Распоряжения от 19.06.2006 и заключения договора от 30.06.2006 данный Закон действовал в редакции с изменениями от 29 декабря 2000 г., 11 октября 2001 г., 21 сентября 2004 г., 22 февраля, 20 апреля 2005 г., 11 мая 2006 г.
Пункт "б" статьи 3 вышеназванного закона наделял Уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области (Министерство имущественных отношений Московской области) правами по предоставлению в собственность земельных участков юридическим лицам, имеющим в собственности здания, расположенные на этих земельных участках. Исключения из этого правила были предусмотрены п. 1 ст. 4 названного закона, в частности, если размер предоставляемого земельного участка не превышал размера, установленного для муниципального образования Московской области в соответствии с п. 2 ст. 4 (Правительством Московской области в пределах от 0,5 до 3 га).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в ред. законов МО от 21.09.2004 N 120/2004-03, от 22.02.2005 N 51/2005-03, от 20.04.2005 N 103/2005-03, от 11.05.2006 N 71/2006-03) и постановлением Правительства Московской области от 02.04.2003 N 163/11 "О размерах земельных участков, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области" органы местного самоуправления муниципального образования Сергиево-Посадского района были уполномочены принимать решения о предоставлении земельных участков площадью до 0,5 га (п. 29 Приложения).
В связи с тем, что предметом Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19.06.2006 N 750 и договора купли-продажи земельного участка от 30.06.2006 N 312 является земельный участок площадью 10560 кв.м. (1,056 га), то в соответствии с законодательством, действовавшим на момент издания оспариваемого Распоряжения у Главы Сергиево-Посадского муниципального района отсутствовали полномочия по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка указанной площади.
Следовательно, до 1 июля 2006 года только Министерство имущественных отношений Московской области было наделено правом распоряжения земельным участком площадью 1,056 га в Сергиево-Посадском районе. У Главы Сергиево-Посадского района таких полномочий в указанный период не было.
Что касается пропуска срока на обжалование ненормативного акта, в заседании суда первой инстанции, ООО "Айс-Крим 2000" было заявлено о пропуске срока для обжалования вышеназванного ненормативного правового акта, что является отдельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Согласно представленным материалам дела на основании запроса Администрации Сергиево-Посадского района копии Распоряжения N 750 от 19.06.2006 и Договора купли-продажи N 312 от 30.06.2006 были переданы в Администрацию 01.11.2006 г.
Требования по оспариванию вышеназванных Договора купли-продажи и Распоряжения были заявлены 29.03.2007, то есть с пропуском установленного законом 3-х месячного срока.
Денежные средства в размере 1085816,16 руб., в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 30.06.2006 N 312 и платежным поручением от 14.09.2006 N 1966 были перечислены ООО "Айс-Крим 2000" на балансовый счет N 40101 Управления Федерального казначейства по Московской области по коду бюджетной классификации 106010000030000430 "Поступления от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, зачисляемые в местные бюджеты", таким образом, денежные средства в полном объеме поступили в местный бюджет Сергиево- Посадского муниципального района Московской области.
В соответствии с пунктом 6.21 Перечня администраторов отдельных доходных источников бюджета Московской области на 2006 год, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16.12.2005 N 914/51 администратором поступлений по КБК 01106010000030000430 "Поступления от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, зачисляемые в местные бюджеты" являлось Министерство имущественных отношений Московской области.
Судом кассационной инстанции также установлено, что хлебокомбинат был приватизирован Министерством имущественных отношений Московской области.
В соответствии с пунктом 10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Распоряжение указанными землями до разграничения собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Право на приватизацию Сергиево-Посадского хлебокомбината сомнению не подвергается.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств нарушения его прав.
При таких обстоятельствах с учетом материалов дела, наличия подтверждающих документов, об оплате и поступлении денежных средств в бюджет, суд кассационной инстанции с учетом всех обстоятельств пришел к выводу о злоупотреблении истцом своим правом, что является нарушением статьи 10 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2007 г. по делу N А41-К2-5653/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2007 г. N КГ-А41/9775-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании