г. Москва |
|
30 мая 2012 г. |
Дело N А40-103743/11-150-860 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Левиной Т.Ю., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петуховой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012, принятое судьей Коноваловой Е.В., по делу N А40-103743/11-150-860 по иску Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ОГРН 1037704036974) к ТСЖ "Лек Хаус" (ОГРН 1067799028659) третьи лица: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ГПБУ "Управление особо-охраняемых природных территорий по Западному административному округу города Москвы", ЗАО Компания "C&T Инвестмент Лимитед" об освобождении земельного участка
при участии в судебном заседании представителей: от истца: представитель не явился, извещен. от ответчика: Толкачев Д.В. по доверенности от 17.05.2012 б/н; Левов Ф.А. по доверенности от 06.10.2011 306/10/11
от третьих лиц:
от Департамента земельных ресурсов города Москвы - Нагорная М.Ю. по доверенности от 10.01.2012 N 33-И-82/12
от ЗАО Компания "C&T Инвестмент Лимитед" - Попков Е.Э. по доверенности от 28.12.2011
от ГПБУ "Управление особо-охраняемых природных территорий по Западному административному округу города Москвы" - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к товариществу собственников жилья "Лейк Хаус" (далее - ответчик) о понуждении освободить земельный участок, площадью 419 кв.м. по адресу: г.Москва, ул. Улофа Пальме, вл.7 от размещенного на нем забора с очисткой от строительного мусора после демонтажа.
Решением суда от 29.02.2011 в иске отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГПБУ "Управление особо-охраняемых природных территорий по Западному административному округу города Москвы" надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке ч. 3, 5 ст. 156, ст. 266 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для строительства жилого дома был выделен земельный участок общей площадью 18 327 кв.м. по договору аренды от 17.11.1993 N М-07-000289. Участок расположен в водоохраной зон, а часть земельного участка, площадью 419 кв.м. - в Природном заказнике "Долина реки Сетуни".
Права и обязанности арендатора по данному договору аренды приобретены ЗАО Компания "C&T Инвестмент Лимитед".
По результатам обследования земельного участка площадью 419 кв.м. истцом было установлено, что спорный земельный участок в составе общей территории огорожен металлическим забором, установленном на ленточном фундаменте, высотой 2,5 м., с автоматическим шлагбаумом и постом охраны.
По мнению истца, возведение забора на спорном земельном участке ограничивает доступ населения на земельный участок, относящийся к землям, входящим в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения - Природного заказника "Долина реки Сетунь".
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно, отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы, что согласуется с нормами вышеуказанного Федерального закона.
В соответствии со ст. ст. 8, 10 названного Закона г. Москвы N 48 планирование системы развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий, разрабатываемой на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов территорий административных округов города Москвы.
Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий определяет перечень существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения и подлежит обязательному учету при разработке всех видов градостроительной и проектной документации. Состав схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий и порядок ее согласования определяются Правительством Москвы. На основании принятой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Правительство Москвы принимает решения о размещении, эксплуатации и реконструкции объектов в соответствующих функциональных зонах.
В пределах зон и участков в соответствии с режимом охраны особо охраняемых природных территорий и их целевым назначением устанавливаются дифференцированные режимы охраны, хозяйственного и иного использования, в том числе режимы регулирования градостроительной деятельности, не противоречащие целям образования и использования особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса города Москвы, регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с категориями, видами, режимами охраны, режимами использования и зонированием указанных территорий, установленными в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
На особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются режимы регулирования градостроительной деятельности, которые определяют: функциональное назначение территории; требования и ограничения в части благоустройства территории; требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства.
Как установлено судом первой инстанции, решение о строительстве многоэтажных жилых домов на спорном участке принято Правительством Москвы (Постановление от 23.07.2002 N 574). Размещенный на участке дом принят в эксплуатацию, о чем свидетельствует Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28.02.2006 N 080200, утвержденный распоряжением Префекта ЗАО от 10.04.2006 N 482-РП.
Приемка дома в эксплуатацию свидетельствует о том, что строительство осуществлено в соответствии с проектной документацией.
При этом, строительство ограждения и использование спорного участка площадью 419 кв.м под благоустройство территории дома предусмотрено проектной документацией и согласовано в установленном порядке, в том числе самим истцом.
Из заключения Мосгосэкспертизы от 03.09.03 N 116-П2/03 МГЭ следует, что по проекту строительства жилого дома, предусматривающему возведение ограждения по периметру участка (п.8 стр. 8 Заключения), было дано согласование Департамента природопользования и охраны окружающей среды (заключение от 27.08.03 N 5-29-752/3).
Согласно данному заключению участок площадью 419 кв. м планировался под благоустройство. В данном заключении Департамент указал, что объект размещается в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, имеющей положительное заключение Государственной экологической экспертизы, при реализации проекта сверхнормативного воздействия на окружающую среду не ожидается. Предусмотренное в заключении обязательное согласование с органами управления и контроля за использованием водного фонда исполнено застройщиком. Согласно Заключению Мосгосэкспертизы от 03.09.03 N 116-П2/03 МГЭ, проект строительства согласован Московско-Окским бассейновым Управлением "МОБВУ" (л.9 Заключения).
В заключении Государственной экологической экспертизы N 67 от 28.01.05 также указано на то, что застраиваемая территория включает в себя площадь 0,0418 га в литерах ГЖИКДГ, а проект предусматривает возведение декоративного ограждения территории. При этом экспертизой сделан вывод о соответствии представленной на экспертизу проектной документации градостроительным нормам и экологическим требованиям.
В соответствии со ст. 36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Порядок бесплатного перехода в собственность такого земельного участка урегулирован статьей 16 Федерального закона от 29.12.04 "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ".
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Вместе с тем, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".).
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что использование спорного земельного участка является законным, независимо от оформления права на него.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку истец не представил суду доказательств того, что использование участка осуществляется за пределами установленных нормами жилищного и земельного законодательства правомочий собственников помещений в многоквартирном доме, а также несоответствия размещенных на участке объектов требованиям экологической безопасности, того, что забор ограничивает территорию, превышающую площадь, в пределах которой участок должен быть сформирован как необходимый для эксплуатации жилого дома и объектов благоустройства, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в иске.
При таких обстоятельствах принятое по данному делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012 по делу N А40-103743/11-150-860 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
...
В соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса города Москвы, регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с категориями, видами, режимами охраны, режимами использования и зонированием указанных территорий, установленными в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
...
В соответствии со ст. 36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты."
Номер дела в первой инстанции: А40-103743/2011
Истец: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Ответчик: ТСЖ "Лейк Хаус"
Третье лицо: ГПБУ "Управление особо-охраняемых природных территорий по ЗАО г. Москвы", ГПБУ г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по ЗАО г. Москвы", Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, ЗАО Компания "C&T Инвестмент Лимитед", Компания "C&T Инвестменс Лимитед"
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9621/12
15.07.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12192/13
26.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-103743/11
12.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9621/12
30.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10308/12
29.02.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-103743/11