Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 ноября 2007 г. N КА-А40/10564-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2007 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2008 г. N КА-А40/10085-08
ООО "Межрегионгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании ИФНС России N 36 по г. Москве (далее - инспекция) начислить и уплатить проценты в сумме 2 737 569,28 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов и страховых взносов в ПФР.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального казначейства по г. Москве.
Решением суда от 10.04.2007 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд пришел к выводу о наличии у заявителя переплаты, возврат которой с нарушением установленного законом срока является основанием для начисления означенной суммы процентов.
Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 13 июля 2007 года выводы суда первой инстанции поддержал.
В кассационной жалобе инспекция просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и отказе заявителю в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильный расчет процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенного налога, а также на неправомерное возложение обязанности по уплате процентов, начисленных на суммы страховых взносов. По мнению налогового органа, проценты на сумму налога следует начислять со дня, следующего за днем принятия судом решения о возврате, а положения статей 78 и 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении возврата взносов на обязательное пенсионное страхование.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в заседании суда возражали против доводов инспекции, считая их необоснованными, и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. От УФК по г. Москве поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Совещаясь на месте, суд определил: ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает жалобу инспекции подлежащей отклонению.
Как следует из материалов дела, 12.04.2005 г. общество обратилось к инспекции с заявлением N КС-14/863 от 11.04.2005 г. о внесении изменений в КЛС, проведении зачета и возврата переплаты по налогам, в том числе возврата излишне уплаченных налога на прибыль в размере 18 030 492,50 руб., ЕСН, зачисляемого в ФСС, в размере 1136 411,02 руб., ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в размере 2 705,62 руб., ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, в размере 22 885,58 руб., страховых взносов в ПФР на страховую часть трудовой пенсии в размере 79 770,21 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть в размере 13 621,22 руб.
Ввиду неисполнения налоговым органом положений п. 9 ст. 78 НК РФ общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченных налогов и сборов, и об обязании произвести возврат суммы переплаты частично путем зачета, частично - путем возврата.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-46051/05-98-368 (л.д. 9-13), имеющим в силу ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для данного дела, установлено, что общество имеет право на возврат суммы излишне уплаченного налога, и суд обязал инспекцию возвратить обществу излишне уплаченные налоги и взносы в размере 18 285 886,15 руб.
В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
В силу пункта 2 статьи 22 Кодекса названное право обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора определен статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 2 данной статьи зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ проценты на невозвращенную в установленный срок излишне уплаченную сумму налога должны начисляться не с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о возложении на налоговый орган обязанности по возврату налога, а по истечении месяца с даты подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, то есть в данном случае с 13 мая 2005 г.
Судебными инстанциями указанные нормы материального права применены правильно, расчет процентов применительно к определенному судом периоду просрочки возврата налога инспекцией не оспаривается.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При названных обстоятельствах довод инспекции о том, что действующим законодательством обязанность возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы не возложена, является ошибочным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные этой статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
При таких обстоятельствах судебные инстанции, руководствуясь, в том числе правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.09.2006 г. N 2776/06, пришли к обоснованному выводу о наличии у налогового органа обязанности возвратить спорную сумму взносов в Пенсионный фонд РФ с начислением на неё процентов за нарушение срока возврата, установленного в п. 9 ст. 78 НК РФ.
Расчет процентов судом проверен, признан правильным.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено. Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 апреля 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2007 года по делу N А40-65037/06-98-379 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 36 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 36 по г. Москве госпошлину 1000 руб. в федеральный бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2007 г. N КА-А40/10564-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании