Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 октября 2007 г. N КА-А40/8767-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2007 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Агерратум" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства экономического развития и торговли РФ (далее - Минэкономразвитие) от 31 июля 2006 года N 211 в части, касающейся Общества.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 9 февраля 2007 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2007 г. в удовлетворении требований отказано.
При этом суды исходили из того, что приказ в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает права общества, поскольку отсутствовали основания для выдачи разовых лицензий для ввоза мяса сверх установленных квот. Признавая действия Минэкономразвития по изданию приказа от 31.07.2006 N 211 правильными, суды пришли к выводу, что указанный орган действовал в пределах своих полномочий.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Общество обжаловало их в Федеральный арбитражный суд Московского округа, по мнению представителя общества, суды не выяснили всех обстоятельств по делу, и не учли, что у Минэкономразвития отсутствуют полномочия по признанию ранее выданных лицензий недействительными.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представитель Минэкономразвития возражал против доводов, изложенных в жалобе, просил судебные акты оставить без изменения.
Заслушав доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судами, Общество в 2005 году обратился в Управление уполномоченного представителя Минэкономразвития по Центральному о выдаче лицензий на импорт мяса свинины в счет объема, который подлежит распределению в 2006 году. Указанное заявление было удовлетворено и выданы лицензии.
31.07.2006 Минэкономразвития России был издан приказ N 211, которым разовые лицензии, в том числе выданные Обществу, были признаны недействительными в части превышения установленных объемов ввоза, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Как установлено судами двух инстанций основанием к изданию приказа послужил ввоз в 2005 году товара с превышением объемов тарифных квот в нарушение требований ст. 16 Закона РФ "О таможенном тарифе" и Постановлений Правительства РФ от 30.12.2004 N 877 "О регулировании импорта свежей и охлажденной говядины в 2005 г.", от 30.12.2004 N 878 "О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 г.", от 30.12.2004 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 г." и ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе".
Согласно Таможенному тарифу Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" свинина мороженая (код ТН ВЭД 0203) классифицируется во 2-й группе ТН ВЭД, а, следовательно, на ее тип распространяется действие статьи 36 Закона "О таможенном тарифе".
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2004 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 г." утверждены ставки ввозных таможенных пошлин со сроком действия с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г., а также определен порядок и срок выдачи лицензий в 2005 году.
Согласно названному Постановлению выдача лицензий на ввоз в 2005 году 85 процентов объема товаров осуществляется пропорционально годовому объему товаров, ввезенного участниками внешнеэкономической деятельности этими участниками на таможенную территорию Российской Федерации в 2004 году, лицензии на ввоз 15 процентов объема товара выдаются по итогам аукционной продажи.
Расчет объема ввоза мяса для участников внешнеэкономической деятельности в 2005 году с разбивкой по государствам-поставщикам (союзу государств) осуществлялся Минэкономразвития России в установленном порядке в соответствии с Методикой расчета 100% объема мяса домашней птицы и 85% объемов свежей, охлажденной и мороженой говядины и свинины, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 29.01.2005 N 15 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 878, N 879".
Тарифная квота, предоставленная заявителю, определена в соответствии с действовавшим порядком распределения, установленным Правительством РФ. Возможность изменения вне рамок данного порядка размера доли тарифной квоты действующим законодательством не предусмотрена.
Исходя из данных, имеющихся в материалах дела, общая квота заявителя в 2005 году на ввоз свинины мороженой составила 31036610 кг., по говядине 4053309 кг. Сверх нормы было ввезено 1991639 кг. говядины и 3997484 кг. свинины.
Дополнительные квоты могли быть получены только в соответствии с установленным порядком, в частности, по результатам проведения конкурса (аукциона).
Между тем, заявитель в проведенном аукционе не участвовал и дополнительный объем квот не получал.
При этом, как правильно указано судами, действующее законодательство устанавливает право импортировать продукцию по пониженной ставке таможенной пошлины только в зависимости от размера выделенной в установленном порядке доли тарифной квоты, ввезенной этим лицом в предыдущем году, а не за счет объема, подлежащего распределению в будущем году, а ввоз товара по выдаваемым лицензиям возможен только в период, на который они выданы.
В соответствии с этим суды правильно пришли к выводу, что последующие лицензии выданы сверх выбранного заявителем объема мяса, составляющего долю квоты, распределенной Обществу, что противоречит действующему законодательству.
Судами рассматривался вопрос о полномочиях Минэкономразвития по изъятию выданных лицензий. Суды признают данный орган правомочным. Выводы суда являются правомерными.
Согласно ст. 52 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 N 364, лицензии участникам внешнеторговой деятельности выдает Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации через свои территориальные органы (лицензирующие органы).
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 N 443 утверждено Положение о Министерстве экономического развития и торговли в Российской Федерации, согласно которому оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности.
Согласно п. 6.3 Положения, Минэкономразвития с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Министерства.
Пунктом 9.7 Регламента Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 14.09.2005 N 220, прямо предусмотрено право Минэкономразвития России отменять решения своего территориального органа.
При этом действующее законодательство не содержит запрета Минэкономразвития России в случае выявления выдачи участнику внешнеторговой деятельности лицензии с нарушением установленного порядка и при отсутствии оснований для выдачи лицензии принять меры, направленные на устранение таких нарушений.
Издание Минэкономразвития России приказа N 211 от 31.07.2006 является мерой, которая обеспечила выполнение установленных ст. 4 ФЗ N 164-ФЗ от 08.12.2003 принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в части обеспечения защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; принципа равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятельности.
Суды правильно пришли к выводу, что оспариваемым приказом не были нарушены права и законные интересы Общества исходя из следующего.
Все правоотношения, складывающиеся в связи с импортом мяса, урегулированы нормами Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году", а также иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Размер таможенной пошлины, подлежащей уплате в связи с помещением свинины под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, определяется в соответствии со ставками таможенных пошлин, предусмотренных Таможенным тарифом Российской Федерации.
Пониженные ставки таможенных пошлин применяются только к товарам, ввозимым в рамках тарифной квоты. Наличие лицензий Минэкономразвития России на ввоз свинины само по себе не может рассматриваться как основание для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если соответствующие партии были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации вне рамок имеющейся у такого лица доли тарифной квоты.
Вместе с тем, лицензия не является документом, который ограничивает импортеров в праве на ввоз мяса сверх выделенных им квот с уплатой в общем порядке таможенных пошлин в размере, установленном действующим законодательством.
Установленные указанными нормативными правовыми актами обязанности заявителя соблюдать порядок импорта мяса, в том числе уплачивать таможенные платежи в надлежащем размере, не зависят от срока действия лицензий и не прекратились в связи с его истечением.
Таким образом, у заявителя, в связи с изданием Минэкономразвития приказа N 211 от 31.07.2006, возникает обязанность по уплате таможенных пошлин в установленном законодательством размере, что не является действием по незаконному возложению на заявителя каких-либо обязанностей.
Учитывая изложенное, суды обоснованно пришли к выводу о том, что приказ Минэкономразвития России N 211 от 31.07.2006 соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют доводы, исследованные судами, были рассмотрены и признаны несостоятельными.
Выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 2 февраля 2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2007 г. N 09АП-4231/07-АК по делу N А40-72993/06-145-440 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 октября 2007 г. N КА-А40/8767-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании