Заключение Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму по проекту федерального закона N 407183-4 "О морских портах в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.А. Южилиным, В.С. Груздевым, Г.Я. Хором и др.
(первое чтение)
В статье 4 законопроекта предлагается использовать понятие "морской порт", отличное от Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) (статья 9), который предусматривает такие разновидности морских портов, как "морские торговые порты", "морские рыбные порты", "морские специализированные порты". В этой связи статьей 33 законопроекта предлагается изложить статью 9 КТМ РФ в новой редакции, не предусматривающей вышеуказанные виды морских портов. Однако эти виды портов упоминаются в иных статьях КТМ РФ (см. статьи 33, 35, 37, 53, 54, 74-77), в которые законопроектом изменения не вносятся. В этой связи законопроект следует согласовать с КТМ РФ. Кроме того, определение морского порта, содержащееся в статье 4 законопроекта представляется неудачным, поскольку оно содержит тавтологию, рассматривая морской порт (объект) через совокупность объектов инфраструктуры. В связи с изложенным определение морского порта нуждается в уточнении и доработке.
В статье 4 законопроекта необходимо отметить, что понятие "услуги общего пользования" в Гражданском кодексе Российской Федерации не содержится.
Условные наименования федеральных органов исполнительной власти, используемые в законопроекте (см. часть 1 статьи 6, части 1 и 5 статьи 7, части 3 и 4 статьи 8, часть 2 статьи 9, часть 2 статьи 13 законопроекта и др.) следует для единообразия привести в соответствие с Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также с указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
В пункте 2 части 1, пункте 7 части 2 статьи 8 проекта применяются словосочетания "обороноспособности и национальной безопасности", "обороноспособности, безопасности государства". В то же время, в пункте "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации имеет место словосочетание "оборона и безопасность".
В части 3 статьи 8 проекта требует дополнительного обсуждения установление особого порядка проведения различных видов контроля (надзора) в морских портах, так как на сегодняшний день, например, ряд особенностей пограничного контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации", а также в Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
Положения статьи 10 законопроекта, регулирующие создание и деятельность администрации морского порта, необходимо согласовать с предлагаемой новой редакцией статьи 9 КТМ РФ, устанавливающей, что администрации морских портов осуществляют административно-властные и другие полномочия, возложенные на них Правительством Российской Федерации.
Требует уточнения пункт 4 части 1 статьи 11 законопроекта, согласно которому администрация морского порта взаимодействует с "органами государственной власти и местного самоуправления" по вопросам функционирования морского порта, так как не ясно, в чем будет выражаться взаимодействие администрации морского порта, например, с Федеральным Собранием, федеральными судами. Кроме того, слово "местного" необходимо заменить словами "органами местного" (см. часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В части 3 статьи 18 законопроекта установлен перечень видов портовых сборов, подлежащих государственному регулированию (корабельный, канальный и др.). Несмотря на то, что данный перечень не является исчерпывающим, полагаем целесообразным упомянуть в нем якорный сбор, взимаемый за стоянку судна на внутреннем рейде порта (см. Положение о портовых сборах, сборах за услуги в морских рыбных портах Российской Федерации, утвержденное Приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству от 12 октября 1995 года N 161, Приказ Федеральной службы по тарифам от 23 мая 2006 года N 106-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов в морских рыбных портах Российской Федерации").
В соответствии с частью 7 статьи 27 законопроекта резервирование земельных участков под строительство нового морского порта или расширение действующего морского порта осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение не согласуется со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой порядок резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта, в том числе морского, устанавливается федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 31 законопроекта размер арендной платы при аренде земельных участков, являющихся федеральной собственностью и на которых расположены портовые гидротехнические сооружения либо которые предоставлены для строительства этих сооружений, не должен превышать ставку земельного налога, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для земель, занятых объектами транспорта.
Указанные положения не согласуются с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в соответствии с которым налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать размеров ставок, указанных в данной статье Налогового кодекса для различных категорий земельных участков. Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом статьей 394 Налогового кодекса не предусмотрено специальной ставки земельного налога для земель, занятых объектами транспорта.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При этом налоговая ставка устанавливается не в денежном выражении, а в виде процента, в связи с чем полагаем целесообразным говорить о том, что размер арендной платы при аренде земельных участков не должен превышать сумму, рассчитанную исходя из установленной в соответствии с Налоговым кодексом ставки земельного налога.
В связи с изложенным требует уточнения механизм определения размера арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены морские портовые гидротехнические сооружения.
Статья 34 законопроекта предполагает вступление его в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
При этом частью 10 статьи 33 законопроекта предлагается внести изменения в пункты 2 и 3 статьи 340 Налогового кодекса, регулирующей порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, путем замены слов "услуг портов" словами "услуг в портах".
В этой связи полагаем необходимым положения статьи 34 законопроекта согласовать с положениями пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Кроме того, законопроект, устанавливающий новое правовое регулирование, не должен содержать статьи о внесении изменений в другие законодательные акты, поскольку это не является предметом правового регулирования данного законопроекта. Учитывая изложенное, статью 33 из данного законопроекта необходимо исключить и оформить в виде самостоятельного законопроекта, причем изменения, вносимые в каждый законодательный акт, необходимо оформить в виде отдельных статей данного законопроекта, расположив их в хронологическом порядке (по дате их подписания).
Иные замечания юридико-технического характера прилагаются на 9 л.
Заместитель начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.