Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 августа 2007 г. N вн2.2-1/3237
по проекту федерального закона N 444626-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и в Земельный кодекс Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, А.Н. Хайруллиным, В.А. Дубовиком, В.В. Климовым и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный проект, сообщаем следующее.
1. В абзаце втором подпункта "б" пункта 9 статьи 1 проекта следует вести речь не о субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, а о об органах государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.
В абзаце третьем этого же подпункта говорится о зонировании территории и предоставлении земель для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на основании совместных постановлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное положение нуждается в корректировке с учетом того, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия (в том числе по принятию актов); акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации (статьи 1 и 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Кроме того, не ясен механизм принятия совместных постановлений, предусмотренных проектом. Исходя из изложенного полагаем, что в данном случае следует говорить лишь о соответствующих соглашениях между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тем более что именно такая запись уже сделана в проекте федерального закона (пункт 35 статьи 1) в отношении передачи объектов внешней инфраструктуры и иного недвижимого имущества.
2. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 проекта полномочия по выбору и предоставлению земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и иных некоммерческих объединений предполагается оставить не за органами местного самоуправления (как это предусмотрено в настоящее время), а предоставить их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, на наш взгляд, не учитываются соответствующие положения законодательства Российской Федерации о том, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующих органов - исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статьи 24, 29, пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
3. В проекте предлагается внести соответствующие изменения в статьи 12 (пункт 2), 13 (пункт 3 и 5), 14 (пункт 6), 15 (пункт 2), 29, 30 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон). В связи с этим обращаем внимание на то, что эти статьи были изменены либо утратили силу в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации".
4. Проектом из пункта 3 (абзац второй) статьи 4 Закона исключено слово "ежегодно", в результате чего снимаются временные рамки, в пределах которых члены садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов. Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 116 ГК РФ члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
5. В статье 45 Закона в наименовании и тексте самой статьи слова "учредительные документы" заменены словом "уставы" (в соответствующем падеже). Обращаем внимание, что в статье 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" речь идет именно об учредительных документах, а не только об уставах.
6. В пункте 4 статьи 14 Закона проектом предлагается изменить порядок предоставления земельных участков садоводческим и дачным некоммерческим объединениям, предусмотрев первоначально предоставлять земельные участки в безвозмездное срочное пользование на срок не более одного года при условии подготовки проекта границ земельного участка, а также его кадастрового учета. Соответствующие изменения вносятся и в статью 24 Земельного кодекса РФ (см. статью 3 проекта). Поскольку в проекте не предусмотрены последствия невыполнения вышеназванного условия предоставления земельных участков, неясно на каком праве будут находиться земельные участки по истечении установленного срока.
7. В целом проект нуждается в редакционной и лингвостилистической доработке. В частности, из текста нового пункта 2 статьи 7, устанавливающего обязанности объединения, неясно, о какой "эффективной финансовой деятельности" идет речь и чем должно измеряться эта эффективность. В предлагаемом новом абзаце 16 статьи 16 термин "приходно-расходная смета" следует заменить термином "смета доходов и расходов". В проекте допускается сокращенное наименование садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений - "объединения". Вместе с тем в действующей редакции Закона такое сокращенное наименование не применяется.
Исполняющий обязанности |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.