Отзыв
Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 8 июня 2005 г. N 3.2-01/524
на проект федерального закона N 164814-4 "О внесении изменений в статьи 45, 254, 281, 286, 376, 377, 380, 381, 382, 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Гудковым, А.Б. Хинштейном, В.В. Бобыревым, А.Н. Харитоновым
Законопроект вносит изменения в ряд статей Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих участие прокурора в гражданском процессе.
Законопроектом предлагается расширить полномочия прокурора в гражданском процессе, исключив норму, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, только в том случае если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Однако данное предложение не согласуется со статьей 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Кроме того, законопроектом предусматривается право прокурора истребовать из суда гражданское дело, а также право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда независимо от участия прокурора в рассмотрении дела на предыдущих стадиях процесса.
Таким образом, вносимые законопроектом изменения фактически восстанавливают положения гражданского процессуального законодательства об участии прокурора в процессе, концептуально отвергнутые при принятии нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, авторами законопроекта предлагается предоставить прокурору право внесения надзорных представлений непосредственно в суд надзорной инстанции, миную процедуру, установленную статьями 379-383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем, процессуальный механизм подачи представлений прокурора в суд надзорной инстанции не устанавливается.
Также исключается право судьи вернуть представление прокурора без рассмотрения по существу в случаях предусмотренных статьей 380 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представляется, что принятие данного законопроекта в предложенной редакции приведет к нарушению принципа равенства сторон в гражданском процессе, вступит в противоречие с принципом диспозитивности в гражданском судопроизводстве.
Вместе с тем, предлагаемые изменения в нормы, определяющие положение прокурора в гражданском процессе, являются необходимыми и своевременными, поскольку позволят решить часть проблемных вопросов, препятствующих реализации прокурорских полномочий.
Исходя из изложенного, вопрос о расширении полномочий прокурора в гражданском процессе заслуживает внимания и может быть концептуально поддержан при условии выработки четкого механизма участия прокурора в процессе, определения категорий дел, по которым прокурор вправе обращаться в суд, и соблюдения принципа равенства и состязательности сторон.
Председатель Комитета |
С.В. Вавилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.