Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 1 июня 2006 г. N вн. 2.2-1/1799
по проекту федерального закона N 288540 - 4 "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатом Государственной Думы Е.В. Ройзманом
(первое чтение)
По данному проекту, вносящему изменения в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которые касаются детализации ответственности за нарушение правил торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, сообщаем следующее.
1. Проект в излагаемой части 2 статьи 14.16 КоАП РФ воспроизводит текст действующей редакции этой части. Однако данные положения, касающиеся перечня видов документов, которые должны сопровождать поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, нуждаются в согласовании, например, с положениями новой статьи 10.2 "Документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон). К тому и сам термин "товаротранспортные документы" не используется в указанном Федеральном законе (см., например, статьи 10.2, 16, 25 и 26).
2. В части 3 статьи 14.16 КоАП РФ предлагается установить ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, что требует согласования с положениями пункта 2 статьи 16 Федерального закона, которая предусматривает запрет в отношении продажи только алкогольной продукции.
В то же время, полагаем, что в настоящее время ответственность граждан за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции может наступать по другим статьям КоАП РФ (14.2 "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена" или 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров").
В этой связи следует иметь в виду, что Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 987 с последующими изменениями, были признаны утратившими силу. Одновременно с этим Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 с последующими изменениями, дополнились новым разделом "XIX. Особенности продажи алкогольной продукции" (см. Федеральный закон от 08.02.2006 N 80), в котором, наряду с другими запретами, содержится также и запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Следовательно, вопрос о введении ответственности за нарушение указанного запрета именно в статью 14.16 КоАП РФ нуждается в дополнительном обсуждении. Кроме того, поскольку в целом продажа алкогольной продукции в настоящее время подпадает под вышеуказанное Постановление, видимо, потребуется и соответствующая корректировка статей 14.2, 14.15 и 14.16 КоАП РФ с тем, чтобы исключить их произвольное толкование и применение.
3. Полагаем, что диспозиция предлагаемой части 6 статьи 14.16 (как общая) по существу охватывает диспозицию предлагаемой части 5 этой статьи. Если обратиться к положениям статьи 2 Федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых его основе" (далее - базовый Закон), то в число предусмотренных ею ограничений розничной продажи указанной продукции, входит и запрет ее розничной продажи несовершеннолетним, поэтому выделение части 5 этой статьи, предусматривающей ответственность за нарушение этого запрета (то есть за продажу пива и напитков, изготовленных на его основе, несовершеннолетним), требует дополнительного обсуждения.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что при изложении санкций части 5 статьи 14.16 КоАП РФ, упомянуты граждане, в то время как в базовом Законе (статья 1) в качестве субъектов регулируемых отношений указаны, в частности, индивидуальные предприниматели. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии со статьей 1.3 КоАП РФ административная ответственность устанавливается в КоАП РФ за нарушение правил и норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов, что предполагает наличие и соответствующих субъектов ответственности. В данном же случае базовый Закон (статья 1) не предполагает в качестве субъектов ответственности граждан за нарушение ими запретов (ограничений) продажи пива, в том числе и несовершеннолетним.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.