В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) положениями, устанавливающими гарантии депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностного лицу местного самоуправления, в том числе направленные на защиту трудовых прав указанных категорий лиц.
В пояснительной записке к законопроекту данные изменения обосновываются тем, что статья 40 Федерального закона N 131-ФЗ не устанавливает никаких гарантий для беспрепятственного осуществления депутатом своих полномочий, не регулирует и не обеспечивает защиту трудовых прав депутатов.
Вопрос о необходимости нормативно-правового закрепления трудовых и иных гарантий деятельности депутатов, других выборных должностных лиц органов местного самоуправления заслуживает внимания, однако предлагаемые авторами законопроекта способы решения этой проблемы не согласуются с положениями трудового законодательства Российской Федерации и нормами Федерального закона N 131-ФЗ.
Так, предусматриваемые проектом закона гарантии трудовых прав депутатов представительного органа муниципального образования, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, не вписываются в концепцию Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку такие гарантии предоставляются работникам, не прерывающим трудовые отношения по основному месту работы. При этом следует отметить, что некоторые виды гарантий (например, компенсации) согласно Трудовому кодексу Российской Федерации не могут быть предусмотрены даже для тех депутатов, которые осуществляют свою деятельность на непостоянной основе. Без корректировки определенных положений Трудового кодекса Российской Федерации решение затронутых законопроектом проблем будет невозможным.
Недостаточно полно увязан законопроект и с Федеральным законом N 131-ФЗ. Так, законопроектом предусматривается норма, в соответствии с которой гарантии участия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в работе органов местного самоуправления и создаваемых ими муниципальных органов устанавливается уставом муниципального образования и принимаемым в соответствии с ним правовым актом представительного органа муниципального образования.
Однако частью 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления (следовательно, и членов этих органов) определяются только уставом муниципального образования.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Следовательно, вопросы установления дополнительных правовых гарантий деятельности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе защиты трудовых прав депутата не относятся к предмету правового регулирования данного федерального закона и могут быть урегулированы в рамках законодательного акта субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов.
Что касается предлагаемого законопроектом положения о регулировании правовым актом представительного органа муниципального образования права депутата на получение и распространение информации, связанной с рассмотрением обращений граждан, а также на получение необходимой юридической, организационной и иной помощи для подготовки встреч с избирателями, необходимо отметить следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частой# жизни гражданина, без его согласия. При этом не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 20 августа 2007 г. N 3391п-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 397454-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края"
Текст письма официально опубликован не был