г. Владивосток |
|
09 июня 2012 г. |
Дело N А24-5176/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей Т.А. Солохиной, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Ткаченко
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
апелляционное производство N 05АП-4130/2012
на решение от 28.03.2012 года
судьи А.М. Сакун
по делу N А24-5176/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому (ИНН 4101035889, ОГРН 1044100663507) о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л.д. 101, 102) о признании незаконными действий (ранее бездействия) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому по отказу в сторнировании зачета суммы пени по НДС в размере 2 955 887 руб. 60 коп. и обязании внести в лицевой счет ОАО "Камчатскэнерго" изменений путем проведения операции "сторно" в части зачета пени по НДС в размере 2955887 руб. 60 коп.
Решением от 28 марта 2012 года в удовлетворении требований общества отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество ссылаясь на главу 12 НК РФ, статью 69 НК РФ и резолютивную часть решения Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2010 по делу N А24-2989/2010, где указано о восстановлении прав и законных интересов Общества, считает, что под устранением допущенных нарушений и законных интересов следует понимать законные требования в части восстановления текущей переплаты по НДС (сторнирования зачета).
Полагает, что такой подход, в том числе в отношении расчетов (КРСБ) по восстановлению полностью соответствует решению Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2010 по делу N А24-2989/2010 и способствует соблюдению балансов интересов государства и хозяйствующих субъектов.
По мнению общества, отказ ИФНС в возврате излишне уплаченной пени нарушает права и интересы ОАО "Камчатскэнерго" в сфере предпринимательской деятельности.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
09 апреля 2010 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску- Камчатскому вынесено требование N 25324 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.04.2010 (т.1, л.д. 29-30).
22 апреля 2010 года ОАО "Камчатскэнерго" самостоятельно обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску- Камчатскому с заявлением N 21 о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням (т.1,л.д. 31).
23 апреля 2010 года Инспекцией на основании заявления Общества в соответствии со статьей 78 НК РФ приняты решения N N 7577, 35, 36, 7600, 7601 о зачете излишне уплаченных налогов (переплаты по налогам) в счет уплаты задолженности (недоимки) по пеням.
20 июля 2010 года ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску- Камчатскому от 07.04.2010 N 25324.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2010 по делу N А24-2989/2010 уточненные требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" удовлетворены. Требование Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому по состоянию на 07.04.2010 об уплате пеней в размере 2955997 руб. 60 коп. признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому устранить нарушение законных прав и интересов заявителя (т.1, л.д. 11-20).
Законность данного судебного акта подтверждена постановлениями Пятого апелляционного арбитражного суда от 17.02.2011 по делу N А24-2989/2010 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.06.2011 N Ф0З-2049/2011.
В связи с вступлением решения Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2010 по делу N А24-2989/2010 в законную силу, 5 сентября 2011 года ОАО "Камчатскэнерго" был выдан исполнительный лист серия АС N 001330593 (т.1, л.д. 22-25).
20 сентября 2011 года ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому с письмом за N 05-50/2611 в котором, ссылаясь на резолютивную часть решения Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2010 по делу N А24-2989/2010 и на исполнительный лист по данному делу указало, что в соответствии с исполнительным листом от 30.11.2010 по делу N А24-2989/2010 Инспекции следует сторнировать зачет пени в размере 2955887 руб. 60 коп. (т. 1, л.д. 26) - т.е. предложило добровольно исполнить (по мнению Общества) решение арбитражного суда.
Ранее, 18.07.2010 Общество обращалось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому с письмом за N 05-50/44/1909 в котором также предлагало Инспекции во исполнение решения Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2010 по делу N А24-2989/2010 произвести сторнирование зачета пени (т.1, л.д. 79).
04 октября 2011 года Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому письмом за N 1012/18829 (в ответ на письмо от 20.09.2010) сообщило Обществу, что законодательство не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. Вместе с тем, законодательство не содержит положений в соответствии которыми налоговый орган вправе самостоятельно или по заявлению налогоплательщика сторнировать проведенный ранее зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). Кроме того, анализируя обстоятельства установленные судом по делу N А24-2989/2010 и резолютивную часть решения арбитражного суда по данному делу, Инспекция полагала, что отсутствовали основаниям для отмены решения о зачете от 23.04.2010 N 7577.
Не согласившись с действиями налогового органа по отказу, отраженному в письме от 04.10.2011, Общество обратилось с заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
С учетом изложенного требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
-несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей и создание иных препятствий для осуществления этой деятельности.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При этом, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта нарушения оспариваемым решением инспекции законных прав и интересов общества возложено на заявителя.
Из материалов дела судом установлено, что 20 сентября 2011 года ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому с письмом за N 05-50/2611 в котором ссылаясь на резолютивную часть решения Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2010 по делу N А24-2989/2010 и на исполнительный лист, выданный по данному делу предложило налоговому органу сторнировать зачет пени в размере 2955887 руб. 60 коп., т.е. (по мнению заявителя) предложило добровольно исполнить решение арбитражного суда.
Не исполнение (отказ в удовлетворении) предложения, изложенный в письме от 04.10.2011 послужил основанием для обращения в суд с требованием о признании указанных действий налогового органа незаконными.
Однако материалами судебного дела N 24-2989/2010 не установлен факт того, что у ОАО "Камчатскэнерго" отсутствует задолженность по сумме пени, указанной в требовании N 25324, и что у Инспекции имеются основания для сложения указанной суммы пени. По результатам рассмотрения данного дела Арбитражный суд признал недействительным требование Инспекции об уплате налогов, сборов, пеней N 25324 по формальным основания (установлены недостатки в требовании и нарушен срок его направления).
Вместе с тем, данным решением не установлено неправомерное начисление суммы пени в размере 2955887,60 руб., в связи с чем, у Инспекции не имелось оснований для сложения указанной суммы пени и восстановления суммы 2 955 887,60 руб. в качестве переплаты.
Как следует из текста судебного акта по вышеуказанному делу, обстоятельства по принятию налоговым органом решения о зачете от 23.04.2011 N 7577 в решении не отражены. Предметом спора по делу NА24-2989/2010 являлось оспаривание ненормативного правового акта - требования N 25324 от 07.04.2011.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, принудительное исполнение вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда осуществляется способом, установленным статьей 318 АПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - путем предъявления исполнительного листа для его принудительного исполнения в Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
При таких обстоятельствах коллегией установлено, что требования общества направлены на понуждение налогового органа исполнить судебное решение по делу N А24-2989/2010, при этом, доводы в заявлении приведены касающиеся обоснованности проведенного зачета от 23.04.2011 N 7577. Однако с требованиями о признании незаконными действий, либо решения о проведении зачета общество в арбитражный суд не обращалось.
Поскольку заявителем выбран способ защиты нарушенного права путем оспаривания действий налогового органа по правилам главы 24 АПК РФ, то заявленные требования обоснованно судом не удовлетворены. Кроме того, судом указано, что характер требований по данному делу носит не имущественный характер, о чем неоднократно заявлялось представителями заявителя в ходе судебного разбирательства и вносились изменения в письменной форме в свои письменные пояснения и уточнения (т. 1, л.д. 108, 114, 101).
Из материалов дела следует, что с заявлениями о зачете или о возврате излишне взысканных пеней, а также о признании недействительным решения о зачете от 23.04.2010 - заявитель не обращался.
При этом, суд обоснованно указал, что лицевой счет является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов, поэтому отражение или неотражение в нем налоговых платежей само по себе не ущемляет права налогоплательщика.
С учетом установленных обстоятельств, в рамках заявленных обществом требований, изучив материалы дела и решение по делу N А24-2989/2010, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые действия налогового органа не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.03.2012 года по делу N А24-5176/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5176/2011
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4005/12
03.10.2012 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-5176/11
09.06.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4130/12
28.03.2012 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-5176/11