г. Москва |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А41-25954/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ООО "Металл Люкс", ОГРН: 1035007906119) - Люпунов Р.И., представитель по доверенности б/н от 08.02.2012,
от заинтересованного лица (Администрация сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области) - Дугин А.В., представитель по доверенности N 1364 от 26.08.2011,
от третьего лица (Манукян Ж.Б.) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Металл Люкс" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2011 по делу N А41-25954/11, принятое судьей Бирюковой Е.В.,
по заявлению ООО "Металл Люкс" к Администрации сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области, при участии третьего лица - Манукян Ж.Б., о признании недействительным разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Металл Люкс" (далее - ООО "Металл Люкс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании недействительным разрешения на строительство N RU50525304-19 от 04.04.2011 объекта капитального строительства 2-х этажного жилого дома с гаражом, общей площадью 400,0 кв.м., в т.ч. жилой площадью 100,0 кв.м., хоз. строения с мансардой, размером 20,0 м х 12,0 м и хоз. блока размером 10,0 м х 10,0 м, выданное Администрацией сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области гр. Манукян Ж.Б.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Манукян Ж.Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Металл Люкс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "Металл Люкс" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддержал решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Манукян Ж.Б., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила. Дело рассмотрено в порядке ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Манукян Ж. Б. обратилась в Администрацию сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, представив все необходимые документы, следовательно, у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку на момент обращения Манукян Ж.Б. в Администрацию 30.03.2011 с заявлением о получении разрешения на строительство и выдачи 04.04.2011 разрешения на строительство право собственности ООО "Металл Люкс" на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030349:192 не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, поскольку общество зарегистрировало свое право только 12.04.2011, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 50-ABN 856759 от 12.04.2011, права заявителя не нарушаются оспариваемым ненормативным актом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, положенные в основу оспариваемого судебного акта, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, а также без установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 30.03.2011 Манукян Ж.Б. обратилась в Администрацию с заявлением о получении разрешения на строительство 2-х этажного жилого дома общей площадью 400 кв.м., в том числе жилой 100 кв.м., хоз. строения с мансардой размером 20 х 12 м. и хоз. блока размером 10х10 м. по адресу: пос. ст. Бронницы, ул. Бронницкая, д. 26 в.
Между тем суд первой инстанции, делая вывод о том, что документы, представленные Манукян Ж. Б. в Администрацию, соответствовали требованиям статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, не исследовал названные документы.
В суд апелляционной инстанции Администрацией представлено заявление Манукян Ж.Б. от 30.03.2011 с приложенными к нему документами, а именно: копия паспорта, свидетельство о государственной регистрации права от 06.08.2010, согласно которому она является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 1 585 кв.м., адрес объекта: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, пос. ст. Бронницы, ул. Бронницкая, д. 26в, кадастровый номер: 50:23:0030382:44, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 50-50-23/136/2010-140; выписка из государственного кадастра недвижимости от 09.07.2008 N 234/00-20349 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030382:44 с местоположением: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, п. ст. Бронницы, ул. Бронницкая, дом 26 в, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, в качестве правообладателя (собственника) указан Багдасаров И.Р. (установление границ земельного участка отсутствует); свидетельство на право собственности от 17.12.1996 серии РФ ХХIII N 0003184 с приложением плана участка земли, передаваемый в собственность Багдасарову И.Р. площадью 0, 1556 га, согласно которому земельный участок граничит, в том числе с нефтебазой; копия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 29.12.2009 СРО-0109-5022005499-С-121 на имя ООО "РСТ"; копия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 14.12.2009 N ГП-104-1035004251556-01 на имя ООО "РТС"; схема планировочной организации земельного участка, также содержащая указание на то, что в 1,5 м. от жилого дома проходит граница земельного участка, и на смежном земельном участке расположена производственная территория.
По результатам рассмотрения указанных документов Администрацией было выдано разрешение на строительство N RU50525304-19 от 04.04.2011 объекта капитального строительства 2-х этажного жилого дома с гаражом, общей площадью 400,0 кв.м., в т.ч. жилой площадью 100,0 кв.м., хоз. строения с мансардой, размером 20,0 м х 12,0 м и хоз.блока размером 10,0 м х 10,0 м.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый ненормативный акт выдан с нарушением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", что повлекло к нарушению прав ООО "Металл Люкс" как собственника объекта являющегося опасным производственным объектом, так как в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" минимальные противопожарные расстояния от складов нефти и нефтепродуктов до жилых зданий должны составлять 100 метров, в то время как строительство жилого дома ведется в 16 м. от комплекса резервуаров, в которых хранятся нефтепродукты.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции признал установленным тот факт, что объекты, принадлежащие ООО "Металл Люкс" на праве собственности, включены в реестр опасных производственных объектов, то есть является категоричными объектами по правилам пожарной безопасности, на который распространяется действия норм Федерального законом Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора купли-продажи недвижимости от 18.11.2010 N 11/1, заключенного между ООО "Фроланд" (продавцом) и ООО "Металл Люкс" (покупателем), последнее приобрело в собственность объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, Кузнецовский с.о., стан. Бронницы, а именно:
- здание 1-этажное: нефтебаза, общая площадь 74,40 кв.м., инв. N 630, лит. А, а, объект N 1, условный номер: 50:23:19:01626:001.
- здание 1-этажное: сарай - щитовая, общая площадь 52,40 кв.м., инв. N 630, лит. Г1, объект N 2, условный номер: 50:23:19:01626:002.
- здание 1-этажное: сарай, общая площадь 25, 80 кв.м., инв. N 630, лит. Г, объект N 3, условный номер: 50:23:19:01626:003.
- здание 1-этажное: сарай, общая площадь 75, 90 кв.м., инв. N 630, лит. Г2, объект N 4, условный номер: 50:23:19:01626:004.
- сооружение: комплекс резервуаров, инв. N 630,
- лит. ГЗ, емкостью 100 куб.м.;
- лит. Г4, Г5, емкостью по 200 куб.м.;
- лит. Г6, емкостью 45 куб.м.;
- лит. Г7, емкостью 36 куб.м.;
- лит. Г8, емкостью 22 куб.м.;
- лит. Г9, емкостью 13 куб.м.;
- лит. Г10, емкостью 21 куб.м.;
объект N 5, условный номер: 50:23:19:01626:005.
- сооружение: комплекс резервуаров, инв. N 630,
- лит. Г11, емкостью 400 куб.м.;
- лит. Г12, Г13, Г14, емкостью по 10 куб.м.;
- объект N 6, условный номер: 50:23:19:01626:006, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.12.2010 сделаны записи регистрации: N 50-50-23/220/2010-124, N 50-50-23/220/2010-120, N 50-50-23/220/2010-119, N 50-50-23/220/2010-121, N 50-50-23/220/2010-123, N 50-50-23/220/2010-122, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права: 50-ABN 381136, 50-ABN 381132, 50-ABN 381131, 50-ABN 381133, 50-ABN 381135, 50-ABN 381134 от 10.12.2010.
Согласно свидетельству о регистрации от 19.02.2007 АО 1-08304, выданному на имя ООО "Фроланд", Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а именно: площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов рег.номер А01-83304-001; участок транспортирования опасных веществ рег.номер А01-08304-002 (л.д. 20 т. 1). Указанные объекты подлежат перерегистрации до 19.02.2012.
Таким образом, на момент обращения Манукян Ж. Б. в Администрацию объекты, принадлежащий ООО "Металл Люкс" на праве собственности, относились к категории опасных производственных объектов.
Суду апелляционной инстанции ООО "Металл Люкс" представлено свидетельство о регистрации от 29.02.2012 А02-90251, выданное на имя ООО "Металл Люкс", Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о том, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а именно: площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов рег. номер А02-90251-0001; участок транспортирования опасных веществ рег. номер А02-90251-0002, подтверждающий факт перерегистрации и опасных производственных объектов, ранее приобретенных у ООО "Фроланд" (л.д. 29 т. 2).
Как следует из материалов дела приобретенное у ООО "Фроланд" имущество ООО "Металл Люкс" ранее принадлежало ОАО "Моснефтепродукт", а последнее приобрело указанное имущество в процессе приватизации АООТ "Воскресенс-Нефто".
Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 22.12.1995 N 2331 земельный участок площадью 1,62 га был предоставлен на праве постоянного (бессрочного пользования) АООТ "Воскресенс-Нефто".
На основании постановления Главы Раменского муниципального района Московской области от 01.03.2011 N 416 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ОАО "Моснефтепродукт" и предоставлении земельного участка в собственность за плату ООО "Металл Люкс" в сельском поселении Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области" с согласия правообладателя было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Моснефтепродукт" (ранее АООТ "Воскресенск-Нефто") земельным участком площадью 16200 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 50:23:0030349:192, местоположением: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, п.ст. Бронницы, отведенный под производственную базу на основании Постановления Главы администрации Раменского района от 08.12.2995 N 3194 и предоставлен в собственность за плату ООО "Металл Люкс" на котором находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие последнему.
На основании вышеназванного постановления между Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального района и ООО "Металл Люкс" заключен договор купли-продажи земельного участка от 04.03.2011 земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, общая площадь 16 200 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, п. ст. Бронницы, кадастровый (или условный) номер: 50:23:0030349:192.
Вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Металл Люкс" приобрел земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030349:192 у ООО "Фроланд" противоречит представленными в материалы делам доказательствам (л.д. 104- 105 т. 1).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030349:192 ООО "Металл Люкс" зарегистрировало 12.04.2011, о чем сделана соответствующая запись регистрации N 50-50-23/051/2011-004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 50-ABN 856759 от 12.04.2011.
Из материалов дела следует, что согласно Постановлению Администрации Кузнецовского сельского округа Раменского района Московской области от 19.09.1996N 121 был выделен земельный участок площадью 0,15 га, расположенный на ст. Бронницы, ул. Бронницкая, д. 26в гр. Багдасарову И.Р. для строительства жилого дома, что подтверждается Свидетельством на право собственности на землю серия РФ XXI11 N 0003184 от 17.12.1996.
Постановлением Администрации Кузнецовского сельского округа Раменского района Московской области N 122 от 19.09.1996 согласно плану земельного участка было разрешено гр. Багдасарову И.Р. строительство жилого дома на ст. Бронницы, ул. Бронницкая, д. 26.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030382:44 был поставлен на кадастровый учет без согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, в том числе АООТ "Воскресенск-Нефто", которому принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030349:192 смежный с указанным земельным участком, что подтверждается материалами кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030382:44.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 06.07.2010 собственником земельного участка общей площадью 1 585 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, пос.ст. Бронницы, ул. Бронницкая, д. 26в стала гр. Манукян Ж.Б., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 50ААN 432016 от 06.08.2010.
04.04.2011 Администрация сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области выдало гр. Манукян Ж.Б. разрешение на строительство N RU50525304-19 от 04.04.2011 объекта капитального строительства 2-х этажного жилого дома с гаражом, общей площадью 400,0 кв.м, в т.ч. жилой площадью 100,0 кв.м, хоз. строения с мансардой, размером 20,0 м х 12,0 м и хоз.блока размером 10,0 м х 10,0 м.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Из изложенного следует, что основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование нарушения своего права как собственника объектов недвижимости ООО "Металл Люкс" ссылалось на то, что в результате издания оспариваемого ненормативного акта и строительства жилого дома, производящегося с нарушением требований Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", общество фактически лишено возможности осуществлять предпринимательскую деятельность и использовать по прямому назначению объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030349:192 и являющимися объектами опасных производств, что подтверждается письмом Отдела надзорной деятельности по Раменскому району Главного управления МЧС России от 13.05.2011 N 791-2-10-30-53 (л.д. 29 т. 1), письмом государственного учреждения "26 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области" от 16.08.2011 N 409 (л.д. 57 т. 1), письмом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в городах Бронницы, Жуковский, Раменском районе Московской области от 22.07.2011 N 1872 (л.д. 59 т. 1), согласно которым строительство жилого дома с нарушением требований Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" исключает возможность осуществления ООО "Металл Люкс" деятельности по хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Указанные доказательства не получили правовой оценки суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 30.03.2011 ООО "Металл Люкс" являлось собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030349:192, являющимся смежным с земельным участком с кадастровым номером 50:23:0030382:44.
Сам по седее факт приобретения права собственности ООО "Металл Люкс" на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030349:192 после приобретения объектов опасных производств в порядке статьи 552 ГК РФ и после принятия оспариваемого ненормативного акта, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав ООО "Металл Люкс" принятием оспариваемого ненормативным актом, поскольку именно невозможность использования объектов недвижимости (опасных производственных объектов) и послужило основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами статей 66, 67, 68, 71 АК РФ, пришел к выводу о том, что строительство жилого дома на смежном земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030382:44 в результате получения оспариваемого разрешения на строительство нарушает права ООО "Металл Люкс", поскольку жилой дом строится в 1,5 м. от границы земельного участка, принадлежащего последнему, и в 16 м. от опасных производственных объектов, что не отрицается сторонами и исключает в силу норм Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с хранением и транспортировкой нефти и нефтепродуктов.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт принят Администрацией с грубым нарушением градостроительным норм в силу нижеследующего.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации ( подп. 7, 8) осуществление градостроительной деятельности должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов и требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Как следует из норм части 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации одним из условий осуществления строительства и выдачи разрешения на его ввод в эксплуатацию является соответствие объекта требованиям технических регламентов.
Таким образом, любое осуществляемое строительство должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, в том числе установленных Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Федерального закона "О санитарном благополучии населения".
Согласно ч. 1 ст. 70 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии с таблицей 12 приложения к названному Федеральному закону. При этом, в силу ч. б ст. 27 названного Закона резервуары для хранения нефти относятся к категории Б взрывоопасности как помещения, в которых находятся (обращаются) горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 градусов Цельсия.
Согласно таблице 12 к указанному закону, минимальное расстояние от любого типа склада нефтепродуктов до ближайшего жилого дома не может быть меньше 100 м.
Между тем, из материалов дела следует, что расстояние от строящегося согласно разрешению на строительство дома до ближайшего резервуара для хранения нефти - не более 16 м, что противоречит техническому регламенту.
Кроме того, что в соответствии со ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно п. 5.1. указанного СанПина (с учетом Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.11.2010 N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N3 в СанПиИ 2.2.1/2.1.1.1200-03") в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Из подл. 4 п. 7.1.14 СанПиН следует, что места перегрузки и хранения сырой нефти, битума, мазута и других вязких нефтепродуктов и химических грузов относятся к промышленным объектам и производствам второго класса. Размер санитарно-защитной зоны для подобного рода объектов составляет 500 м.
Таким образом, исходя из анализа действующих технических регламентов, следует, что строительство жилого дома менее чем в 100 метрах от объектов, принадлежащих ООО "Металл Люкс" (по нормам санитарного регулирования - не менее чем в 500 метрах) запрещено, в связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое разрешение на строительство, выданное Администрацией, является незаконным и нарушает права общества, как собственника объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030349:192, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, п. ст. Бронницы, поскольку влияет на обеспечение безопасности эксплуатации нефтебазы, в том числе мероприятий по предотвращению внештатных ситуаций. Кроме того, указанное строительство является препятствием использования объектов нефтебазы по прямому назначению, а также является препятствием для продления срока действия разрешения на эксплуатацию особо опасного промышленного объекта, что подтверждается Письмом N 498 от 08.11.2011 Отдела по Раменскому району ГУ МЧС РФ.
Возражения Администрации о том, что у нее отсутствовала информация о размещении на смежном земельном участке с земельным участком принадлежащего Манукян Ж. Б. объектов опасных производств, опровергаются представленными самой же Администрацией доказательствами, так, вместе с заявлением Манукян Ж. Б. был представлен план земельного участка в д. Бронницы, ул. Бронницкая, д. 26 в, принадлежащего Багдасарову И.Ш. согласно которому в непосредственной границы указанного участка в качестве смежного землепользователя указана нефтебаза (л.д. 29 т. 1), указанные обстоятельства при выдаче разрешения на строительства не получили должной правовой оценки, а также и суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на тот факт, что гр. Манукян Ж.Б. был представлен полный пакет документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации одним из документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, является градостроительный план земельного участка.
Как следует из п. 3 ст. 44 Градостроительного Кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка - это документ, в котором, наряду с прочим, отражается информация о градостроительном регламенте земельного участка, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Апелляционным судом установлено, что в нарушение указанных норм оспариваемое разрешение на строительство выдано Манукян Ж.Б. без предоставления градостроительного плана земельного участка, вместо указанного документа была представлена выписка из государственного кадастра недвижимости от 09.07.2008 N 234/00-20349 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030382:44 с местоположением: Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, п. ст. Бронницы, ул. Бронницкая, дом 26 в, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, в качестве правообладателя (собственника) указан Багдасаров И.Р. (установление границ земельного участка отсутствует).
Доводы Администрации о том, что вместо градостроительного плана земельного участка ею в качестве документа, подтверждающего градостроительные регламенты земельного участка, был принят его кадастровый паспорт, необоснованны, поскольку в силу пп. 1 п. 1 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" замена градостроительного плана земельного участка на кадастровый паспорт земельного участка при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство предусматривается только до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка. Однако такая форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка".
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что правовых оснований не предоставлять при обращении с заявлением о получении разрешения на строительство градостроительный план земельного участка у Манукян Ж.Б. не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.2 ст. 9 АПК РФ).
В нарушение вышеперечисленных норм процессуального закона, доказательств, подтверждающих законность действий Администрации при принятии оспариваемого разрешения на строительства администрацией не представлено.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления ООО "Металл Люкс" о признании оспариваемого разрешения недействительным.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
На основании вышеизложенного суда апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с одновременным приятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.110 АПК РФ и п.5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Возврат государственной пошлины из бюджета, в который производилась его уплата, в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, статьей 333.40 НК РФ, устанавливающей основания и порядок возврата государственной пошлины, не предусмотрен.
Изменения, внесенные ст.14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.1 ст.333.37 НК РФ об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на распределение судебных расходов не распространяются.
Взыскание с ответчика уплаченной заявителем в бюджет государственной пошлины возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебных расходам.
Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.
Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный Главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ подлежит взысканию в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Исходя из изложенного, с Администрации подлежит взысканию в пользу ООО "Металл Люкс" государственная пошлина в размере 4 000 руб., уплаченная им по платежным поручениям N 260 от 01.07.2011 и N48 от 15.02.2012.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2011 года по делу N А41-25954/11 отменить.
Признать недействительным разрешение на строительство от 04 апреля 2011 года N RU 50525304-19 объекта капитального строительства 2-х этажного жилого дома с гаражом, общей площадью 400,0 кв.м., в том числе жилой площадью 100,0 кв.м., хозяйственные строения с мансардой, размером 20,0 м х 12,0 м и хозблока, размером 10,0 х 10,0 м, выданное Администрацией сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области гр. Манукян Ж.Б.
Взыскать с Администрации сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области в пользу ООО "Металл Люкс" 4 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25954/2011
Истец: ООО "Металл Люкс"
Ответчик: Администрация сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московская область, Администрация сельского поселения Кузнецовское Раменского района
Третье лицо: Манукян Ж. Б.