г.Москва |
|
9 июня 2012 г. |
N А40-126142/11-72-836 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2012.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
при участии:
от заявителя: |
Вяткина Е.С. по дов. от 14.11.2011; Волкова И.Б. по дов. от 14.11.2011; |
от ответчика: |
Губин М.Ю. по дов. от 10.01.2012; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от "08" февраля 2012 г.. по делу N А40-126142/11-72-836 судьи Немовой О.Ю.
по заявлению ООО "АГРОРЕМСЕРВИС" (ОГРН 1025005686716, 141411, г.Москва, Ленинградское ш., д.300)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
ООО "АГРОРЕМСЕРВИС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, ДЗР г.Москвы, Департамент), оформленное письмом от 18.10.2011 N 33-5Т9-746/11-(0)-1, об отказе в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в границах предоставленного плана БТИ формы М 1:500, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, вл.300А, а также об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы утвердить схему расположения запрашиваемого к формированию земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, вл.300А на кадастровом плане территории земельного участка в границах представленного плана БТИ формы 1:500.
Решением суда от 08.02.2012 заявленные требования удовлетворены ввиду отсутствия у ответчика законных оснований для отказа в выдаче обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на соответствие оспариваемого решения ДЗР г.Москвы положениям действующего земельного законодательства.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и производство по делу прекратить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" в соответствии с Планом приватизации является правопреемником Солнечногорского РТП, которому земельный участок по адресу г.Москва, Ленинградское шоссе, вл.300А передан на основании Акта на право постоянного бессрочного пользования от 10.05.1967, выданного на основании Решения Исполнительного комитета Химкинского городского Совета депутатов, трудящихся от 10.05.1967 N 11.
Согласно Акту на право постоянного бессрочного пользования (приложение) площадь земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании заявителя составляет 20,8га.
В соответствии с письмом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 18.05.2010 N 001/02/2395/9-(1) в соответствии с "Градостроительным планом развития территории Северного административного округа до 2020 года", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2001 N 892-ПП, указанный земельный участок расположен в промзоне "Подрезково".
При этом в настоящее время в границах данного земельного участка сформированы земельные участки, расположенные под зданиями, право собственности, на которые зарегистрировано за сторонними лицами, что подтверждается письмом Департамента от 01.09.2011 N 33-5Т9-746/11-(1)-0.
На указанном земельном участке также расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС" на праве собственности, и находящиеся на балансе заявителя (Свидетельства 77АЖ4392227, 77АЖ439224, 77АЖ439230, 77АЖ439231, 77АЖ439226, 77АЖ439225, 77АЖ439228, 77АЖ621668).
24.08.2011 с целью реализации исключительного права, предусмотренного ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) общество обратилось в службу "Одного окна" ДЗР г.Москвы с заявлением N 33-5Т9-746/11-(0)-0 об оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения на кадастровой карте территории земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, вл.300А в границах представленного плана БТИ Формы М 1:500, с приложением документов в соответствии с перечнем Департамента.
Письмом от 18.10.2001 N 33-5Т9-746/11-(0)-1 в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в границах предоставленного плана БТИ формы М 1:500, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградское шоссе, вл.300А, отказано.
При этом отказ мотивирован отсутствием документации территориального планирования.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, полно, всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа в выдаче обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Поддерживая данный вывод суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение правы аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральным законом.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами п.7.ст36 ЗК РФ.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п.8 ст.36 ЗК РФ).
В соответствии с абз.2 п.7 ст.36 ЗК РФ при выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории местоположение его границ определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ участка.
На основании п.2 Постановления Правительства города Москвы N 643-ПП от 30.06.2009 "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", если земельный участок формируется для его предоставления в частную собственность, в том числе по заявлениям собственников зданий, строений и сооружений, то конфигурация границ и площадь образуемого участка должны обеспечивать минимизацию необходимых для установления обременении и ограничений по его использованию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" лица, которым земельные участки на таком праве были предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным ст.36 Земельного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки. Отсутствие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего Истцу на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления права постоянного бессрочного пользования на право собственности.
При этом является необоснованным довод Департамента о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу.
Так, с учетом положений Регламента подготовки документов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" (далее - Регламент), уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей, является Департамент земельных ресурсов города Москвы.
На основании ч.4 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется.
Образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст.11.3 ЗК РФ.
В силу ч.1 указанной статьи образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Согласно ст.1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территории, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
На основании ст.63 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы. Генеральные планы городов федерального значения включают в себя сведения, предусмотренные ст.23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории городов Федерального значения.
В силу ст.23 ГрК РФ Генеральный план содержит положение о территориальном планировании.
В соответствии со ст.1 Закона города Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" с периодом реализации до 2025 года утвержден Генеральный план города Москвы, включающий: положения о территориальном планировании города Москвы; карты, схемы территориального планирования города Москвы.
Согласно п.2 ст.11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в п.1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Постановлением Правительства Москвы от 27.01.2009 N 46-ПП "Об изменении принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю" принимать решения об образовании земельных участков уполномочен ДЗР г.Москвы.
Кроме того, в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается образованным с момента государственного кадастрового учета, путем внесения уполномоченным органом в государственный кадастр недвижимости сведений, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, определяющими его в качестве индивидуально-определенной вещи (ст.1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
К таким индивидуальным характеристикам относятся: описание местоположения границ, площадь, адрес, кадастровая стоимость, категория земель, разрешенное использование (пп.3, 4 п.1, пп.7, 8, 11, 13, 14 п.2 ст.7 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Несостоятельной является ссылка ответчика на то, что границы спорного земельного участка были определены изначально и указаны в Плане земель, предоставленных в постоянное бессрочное пользование, который входит в Акт на право постоянного бессрочного пользования от 10.05.1967.
Как усматривается из представленных в дело доказательств и не оспаривается сторонами, на данном земельном участке расположены нежилые строения, часть из которых была продана третьим лицам. Данный земельный участок является делимым. Самостоятельный земельный участок, испрашиваемый заявителем с учетом исключения земельных участков, переданных сторонним организациям, а также земельных участков, необходимых для использования жилой застройки, не сформирован.
Пунктом 5.1 (подп.5.1.1-5.1.5) Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-1111 "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа заявителю в выдаче запрашиваемого документа.
Между тем, как правильно отметил суд первой инстанции, основание вынесения оспариваемого решения, указанное ответчиком в письме от 18.10.2011 N 33-5Т9-746/11-(0)-1, в данном перечне отсутствует.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа в выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, поскольку оспариваемое решение об отказе противоречит нормам действующего земельного законодательства РФ и препятствует заявителю реализовать свое право на оформление земельно-правовых отношений на спорный земельный участок.
Срок, предусмотренный п.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Доводы апелляционной жалобы Департамента не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "08" февраля 2012 г.. по делу N А40-126142/11-72-836 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126142/2011
Истец: ОАО "АГРОРЕМСЕРВИС", ООО "АГРОРЕМСЕРВИС"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10337/12
21.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13222/13
21.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12399/13
22.02.2013 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6511/13
13.02.2013 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5639/13
28.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10337/12
09.06.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9065/12