город Воронеж |
|
25 июня 2012 г. |
Дело N А14-152/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Ольшанской Н.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Шмелёвой Е.В., представителя по доверенности N 175 от 01.09.2011;
от индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 по делу N А14-152/2012 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича (ОГРН 304366307900192) к Администрации городского округа город Воронеж, г.Воронеж, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным действий Администрации городского округа город Воронеж выразившееся в отказе от 16.12.2011 г.. об утверждении схемы границ расположения земельного участка на кадастровом плане территории, необходимого для эксплуатации здания и сооружений по ул. Елецкая, д. 2 г. Воронеж, для целей оформления права собственности ИП Берга О.В., признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по заявлению ИП Берга О.В. от 24.11.2011 г.. от обращения в Администрацию городского округа город Воронеж для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и от передачи заявителю договора купли-продажи земельного участка и уклонение от выполнения этих действий, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович (далее - Заявитель, ИП Берг О.В.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Воронеж от 16.12.2011 г. от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, необходимого для эксплуатации здания и сооружений по ул. Елецкая, 2, г.Воронеж, для целей оформления права собственности заявителя на него (решение), и ее уклонения от выполнения этих действий (бездействие) в 30-дневный срок; о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по заявлению заявителя от 24.11.2011 г.. от обращения в Администрацию городского округа город Воронеж для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и от передачи заявителю договора купли-продажи земельного участка (решение) и уклонения от выполнения этих действий (бездействие); обязании Администрации городского округа город Воронеж и Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решения и совершить действия, необходимые для восстановления нарушенных прав заявителя в недельный срок со дня вступления решения в законную силу (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Отказ Администрации городского округа город Воронеж, выраженный в письме N 11176/61 от 16.12.2011 г. в неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, необходимого для эксплуатации здания и сооружений по ул. Елецкая, д.2 г.Воронежа, для целей оформления права собственности на него, а также уклонение от выполнения этих действий в 30-дневный срок, как несоответствующие ст. 36 Земельного Кодекса РФ, признаны незаконными. Администрация городского округа город Воронеж обязана в месячный срок утвердить путем издания соответствующего постановления схему расположения земельного участка, фактически занимаемого зданием и сооружениями, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Елецкая, 2. В удовлетворении требований к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части не удовлетворенных требований, считая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, вынесенным с нарушением норм материального права в этой части, ИП Берг О.В. обратился с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ нет указания на то, что обращение органа государственной власти, предоставляющего земельный участок, в орган местного самоуправления является его правом, а не обязанностью. Кроме того, ИП Берг О.П. полагает, что обращение заявителя в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении границ земельного участка, не отменяет обязанность органа государственной власти обратиться с таким заявлением.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая вынесенное решение неподлежащим отмене.
ИП Берг О.В. и Администрация городского округа город Воронеж явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ввиду того, что от лиц, участвующих в деле, не поступило возражений относительно пересмотра решения Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 в части, обжалуемой ИП Бергом О.В., апелляционный суд, руководствуясь ч. 5 ст. 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ИП Бергу О.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: ул.Елецкая, д.2:
1) нежилое здание, Лит. А,А1,А2,АЗ, общая площадь 694,2 кв.м, свидетельство 36-АГ 444031 от 05.10.2011 г..;
2) беседка, Лит.Г2, общая площадь 26,5 кв.м, свидетельство 36-АГ 444027 от 05.10.2011 г..;
3) беседка, Лит.ГЗ, общая площадь 57 кв.м, свидетельство 36-АГ 444030 от 05.10.2011 г..;
4) беседка, Лит.Г4, общая площадь 24,1 кв.м, свидетельство 36-АГ 444025 от 05.10.2011 г..;
5) беседка, Лит.Г13, общая площадь 21 кв.м, свидетельство 36-АГ 444026 от 05.10.2011 г..;
6) замощение, Лит.II, общая площадь 615,5 кв.м, свидетельство 36-АГ 473342 от 29.11.2011 г..;
7) забор, Лит.1, протяженность 200,7 м, свидетельство 36-АГ 444028 от 05.10.2011 г..
В целях оформления прав на фактически используемый земельный участок, расположенный под указанными объектами недвижимости, 24.11.2011 Предприниматель направил в Администрацию городского округа город Воронеж заявление о выдаче схемы расположения земельного участка для дальнейшего его межевания и постановки на кадастровый учет.
Кроме того, 24.11.2011 ИП Берг О.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, в том числе об обращении в Администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно п.7 ст.36 ЗК РФ.
Рассмотрев обращение заявителя, Департамент градостроительства и архитектуры УГА Администрации городского округа город Воронеж в своем письме от 16.12.2011 N 11176/61 предложил ИП Бергу О.В. представить документы, необходимые для утверждения схемы расположения земельного участка.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в своем письме от 22.12.2011 указал, что вопрос о предоставлении в собственность спорного земельного участка может быть рассмотрен только после его формирования и постановки на кадастровый учет. Вместе с тем, для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ИП Бергу О.В. необходимо в соответствии с действующим законодательством обратиться в Администрацию городского округа город Воронеж.
Не согласившись с отказами Администрации городского округа город Воронеж и Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования Предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Администрации городского округа город Воронеж от утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствует статьям 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя. Отказывая в остальной части заявленных требований, суд области пришел к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя в действиях Департамента, а также о невозможности направить заявителю договор купли-продажи земельного участка до утверждения его границ и изготовления кадастрового паспорта.
Апелляционная инстанция полагает позицию суда первой инстанции правильной, а решение - правомерным на основании следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Берг О.В. в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ обратился в Администрацию городского округа город Воронеж. В заявлении от 24.11.2011 Предприниматель просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 7000 кв.м. для центра восстановительного лечения детей и инвалидов, на котором расположен объект приватизации, принадлежащий заявителю на праве собственности по адресу: г. Воронеж, ул. Елецкая, 2.
В своем письме от 16.12.2011 N 11176/61 Департамент градостроительства и архитектуры УГА Администрации городского округа город Воронеж сослался на не предоставление Предпринимателем полного объема всех необходимых для утверждения схемы расположения земельного участка документов.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Администрации, выразившегося в не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и заявителем данный вывод суда не оспаривается.
Кроме того, одновременно с обращением в Администрацию Предпринимателем 24.11.2011 в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области направлено заявление о предоставлении земельного участка в собственность и об обращении Департамента в Администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 22.12.2011 Департамент указал на невозможность рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, что в свою очередь является компетенцией Администрации городского округа город Воронеж. Поскольку в соответствии с действующим земельным законодательством утверждение схемы размещения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в границах городского округа город Воронеж отнесено к полномочиям Администрации, ИП Бергу О.В. предложено обратиться в данный орган местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления утверждать и выдавать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Таким образом, земельным законодательством закреплена обязанность органа местного самоуправления в случаях, установленных Кодексом, на основании заявления утверждать и выдавать лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии со ст. 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-1, организация работ по землеустройству входит в сферу исполнительно-распорядительных полномочий Администрации городского округа город Воронеж.
Следовательно, утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте городского округа город Воронеж отнесено к компетенции Администрация городского округа город Воронеж.
Кроме того, в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу абз. 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" к полномочиям уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности, на которые не разграничено.
Уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории городского округа город Воронеж является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (пп. 3.1.4 ст. 3 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365).
Согласно ч. 1 ст. 2 Положения о порядке оформления документов о порядке распоряжения земельными участками, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907, для принятия решения о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, граждане и юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обращаются в Департамент с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка на определенном праве (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование).
Таким образом, к полномочиям Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области отнесено разрешение вопроса о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из вышеназванного можно сделать вывод, что, если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, то обращению лица в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность предшествует подача заявления в Администрацию городского округа город Воронеж к компетенции которой отнесено утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте городского округа город Воронеж.
Довод апелляционной жалобы об обязанности Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области обратиться в Администрацию городского округа город Воронеж для утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории отклоняется как несостоятельный.
Из анализа Земельного кодекса РФ можно сделать вывод о том, что законодательством на уполномоченный исполнительный орган государственной власти, в данном случае - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, не возложена безальтернативная и безусловная обязанность по обращению в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Поскольку Предприниматель в соответствии с п.7 ст. 36 ЗК РФ самостоятельно обратился в уполномоченный орган - Администрацию городского округа город Воронеж с целью утвердить схемы расположения земельного участка по ул. Елецкая, д.2, то отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от аналогичных действий не свидетельствует о нарушении прав заявителя, им самим реализованных.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу п. 2 ст. 6, п. 5 ст. 36, ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектами купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Из содержания п. 5, 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что наличие кадастровой карты (плана) земельного участка, позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Согласно частям 2, 3 статьи 2 Положения о порядке оформления документов о порядке распоряжения земельными участками, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.12.2010 N 1907, в месячный срок со дня поступления заявления с пакетом документов (месторасположение земельного участка (адрес), его кадастровый номер, площадь, разрешенное использование, вид испрашиваемого права на земельный участок, а также информация о заявителе) Департамент рассматривает заявление и представленные документы и принимает решение о предоставлении земельного участка на определенном праве заявителю или отказывает в принятии такого решения.
В силу ч. 4 ст. 2 вышеназванного Положения в случае предоставления земельного участка в собственность за плату в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка Департамент осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет (выдает) его заявителю с предложением о подписании соответствующего договора.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для понуждения Департамента направить в адрес ИП Берга О.В. проект договора купли-продажи спорного земельного участка до утверждения его границ и изготовления кадастрового паспорта не имеется.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2012 по делу N А14-152/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-152/2012
Истец: Берг Олег Викторович
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области