г.Самара |
|
20 июня 2012 г. |
Дело N А55-4818/20111 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С.,
Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" - представителя Радаева А.Г., по доверенности от 18 июня 2012 года N 20, директора Осипова А.Н., протокол от 07 сентября 2011 года N 6,
от счетной палаты Самарской области - представителя Капранова Р.А., по доверенности от 25 ноября 2011 года N 26,
от третьего лица: министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - представителя Достибегян К.З., по доверенности от 4 октября 2011 года N 7-03-06/567,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2012 года апелляционную жалобу счетной палаты Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2012 года по делу N А55-4818/2011, судья Стенина А.В., принятое по заявлению некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области", ИНН 6316113594, ОГРН 1066300012987, г.Самара, к счетной палате Самарской области, г. Самара, третье лицо: министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным предписания от 17 марта 2011 года N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" (далее - заявитель, фонд) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом, о признании незаконным предписания счетной палаты Самарской области от 17 марта 2011 года N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб., предоставленных некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2011 года в удовлетворении заявления фонда отказано на том основании, что заявителем не было оспорено представление счетной палаты Самарской области, которое было направлено заявителю до вынесения оспариваемого предписания и не было исполнено заявителем.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2011 года решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2011 года отменено. Принят новый судебный акт. Заявление некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" удовлетворено, предписание счетной палаты Самарской области от 17 марта 2011 года N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб. признано незаконным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06 декабря 2011 года решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2011 года и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2011 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Направляя дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа указал, что судами не было выяснено, были ли освоены бюджетные средства, выделенные фондом в форме субсидий на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город". Кроме того, суду указано рассмотреть вопрос о необходимости привлечения к участию в рассмотрении настоящего дела главного распорядителя бюджетных средств фонда в качестве заинтересованного лица.
Во исполнение указания суда кассационной инстанции, определением суда от 02 марта 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2012 года заявление некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" удовлетворено, предписание счетной палаты Самарской области от 17 марта 2011 года N 02.01-14/182 о возврате в доход областного бюджета 15 000 000 руб., предоставленных некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город", признано незаконным.
В апелляционной жалобе счетная палата Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" отказать, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзывах на апелляционную жалобу фонд и министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель счетной палаты Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" отказать,
Представители заявителя и третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании соглашения с министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 05 сентября 2008 года N 214 фондом получена субсидия в целях реализации расходных обязательств Самарской области в сфере поддержки инновационной деятельности в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20 августа 2008 года N 325 "Об утверждении Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий".
Указанные обязательства утверждены бюджетом Самарской области на очередной финансовый год и внесены в финансовый план фонда.
В целях реализации соглашения N 214 в 2008 году был проведен конкурс по отбору лучших инновационных проектов и конкурсной комиссией отобран, в том числе, проект "Информационный город".
Фонд исполнил свои обязательства по соглашению от 05 сентября 2008 года N 214, предоставив субсидии субъектам малого предпринимательства на установленные цели. Таким образом, полученные из областного бюджета субсидии фондом были освоены в полном объеме. Данный факт участниками процесса не оспаривался.
Субсидии были предоставлены на основании решения конкурсной комиссии, состоящей в том числе из уполномоченных от областных министерств и правительства Самарской области.
Счетной палатой Самарской области на основании решения комитета по промышленности, связи и торговле Самарской Губернской Думы от 15 июня 2010 года N 408 (письмо от 17 июня 2010 года N 5.4-04.05/3799) и решения коллегии счетной палаты от 15 июля 2010 года N 44 проведена проверка в отношении некоммерческой организации "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" по использованию средств областного бюджета.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение пунктов 1 и 3 "Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20 августа 2008 года N 325, (далее - Порядок предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий) заявителем необоснованно предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета на возмещение расходов по проекту "Информационный город" в сумме 15 000 000 рублей (т.1, л.д.38-61).
Исходя из п.1 Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий настоящий Порядок регламентирует предоставление в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям - производителям работ и услуг в сфере создания инновационной продукции и инновационных технологий, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, на возмещение понесенных указанными лицами затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий в части расходов на разработку и реализацию инновационных проектов, внедрение инновационной продукции и технологий (далее - Субсидии).
Согласно п.3 Порядка предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (далее - претенденты), соответствующим следующим критериям:
признание представленного претендентом проекта лучшим на конкурсе, предусмотренном программой (далее - конкурсный проект);
наличие у претендента опыта работы в сфере научных исследований, разработки новых изделий и новых технологий не менее 2 лет;
отсутствие у претендента задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Субсидии не предоставляются претендентам, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством осуществляются процедуры ликвидации, реорганизации, банкротства, а также деятельность которых приостановлена в установленном действующим законодательством порядке.
По результатам проверки фонду было направлено представление от 10 ноября 2010 года N 4.1-14/684 с предложением произвести возврат в доход областного бюджета необоснованно предоставленную субсидию в размере 15 000 000 рублей (т.1, л.д.63-66).
В связи с непринятием мер по возврату в доход областного бюджета необоснованно, по мнению счетной палаты, предоставленной субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город" в сумме 15 000 000 рублей, заинтересованным лицом вынесено предписание N 02.01-14/182 от 17 марта 2011 года. Данным предписанием заявитель обязывался вернуть в доход областного бюджета 15 000 000 рублей, необоснованно предоставленных некоммерческой организацией "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области" в форме субсидии на возмещение расходов ОАО "Самара-Интернет" по проекту "Информационный город", и сообщить в письменной форме в счетную палату Самарской области до 15 апреля 2011 года о реализации принятых мер (т.1, л.д.37).
Порядком предоставления в 2008 году за счет средств областного бюджета субсидий предусмотрено, что под инновационной продукцией понимается результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации.
Закон Самарской области от 09 ноября 2005 года N 198-ГД "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области" определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск, создание и использование научных и (или) научно-технических результатов в технологических процессах, товарах, услугах, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, при условии создания и (или) использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности, а инновации (нововведение) - результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации.
В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Статьей 28 БК РФ установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств.
В соответствии со ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статья 78 БК РФ предусматривает, что, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
В силу ст.34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно п.1 ст.289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (ст.283 БК РФ).
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
В подтверждение целевого использования средств субсидии заявителем представлено в суд экспертное заключение о целевом характере расходов проекта-победителя конкурса "Информационный город" претендента на получение субсидии ОАО "Самара-интернет" от 11 декабря 2008 года, подготовленное независимыми экспертами ООО "Национальная Аудиторская корпорация".
Согласно выводам, сделанным в данном заключении, расходы в размере 15 000 000 руб., произведенные ОАО "Самара-интернет" при выполнении работ по проекту "Информационный город", считаются документально подтвержденными, экономически обоснованными и соответствующими по своему целевому характеру, условиям получения субсидии из средств областного бюджета, согласно Положению об областном конкурсе среди малых инновационных предприятий и коллективов разработчиков на реализацию инновационных проектов.
Управлением внутреннего аудита министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в рамках полномочий, предоставленных статьей 158 БК РФ, установлено, что вывод о необоснованности предоставления субсидии ОАО "Самара-Интернет", не подтвержден конкретными документами.
Управлением формирования электронного правительства аппарата Правительства Самарской области, преобразованного в департамент информационных технологий и связи Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 27 октября 2010 года N 525, (Положение о департаменте информационных технологий и связи Самарской области утверждено постановлением Правительства Самарской области от 22 декабря 2010 года N 677) дано заключение от 10 ноября 2010 года N 8-02-02/23 по проекту "Информационный город". В этом заключении указано, что информационные технологии априори являются инновационными, так как основная часть добавленной стоимости готового продукта определяется знаниями, умениями и навыками разработчиков. Предлагаемый в проекте подход, объединяющий на системной основе новейшие информационные технологии в сфере внесения, обработки, структурирования и хранения данных, передачи данных, а также распознавания изображений, безусловно, интересен, как с точки зрения развития существующих технологических направлений, так и в качестве основы для формирования абсолютно новых, комплексных, информационных сервисов.
С учетом развития туристическо-рекреационного кластера Самарской области, рынка рекламы, развития торговых сетей и Интернет-торговли, ориентации на доступную выкладку товара в аптечных сетях, предлагаемые решения имеют высокий потенциал коммерциализуемости.
Проект "Информационный город" способствует реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 года N Пр-212, Концепции в развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 38. Проект содействует повышению компьютерной грамотности населения и заинтересованности в информационных сервисах, развитию туристической и инвестиционной привлекательности Самарской области.
Согласно заключению аппарата Правительства Самарской области (являющегося в силу постановления Правительства Самарской области от 23 ноября 2007 года N 233 "Об утверждении Положения об аппарате Правительства Самарской области" органом государственного финансового контроля от 23 мая 2011 года N АП-8/196) проект "Информационный город" является инновационным, соответственно, нецелевого расходования средств областного бюджета при предоставлении ОАО "Самара-Интернет" субсидии в размере 15 000 000 рублей не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует законодательству, а также нарушает права и законные интересы заявителя. В этой связи требования заявителя правомерно удовлетворены заявителем.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счетная палата Самарской области не доказала обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований, в том числе факт нецелевого использования фондом полученных из областного бюджета субсидий.
Довод счетной палаты Самарской области о том, что на момент заседания конкурсной комиссии и на момент предоставления субсидии фонд не располагал ни одной обязательной экспертизой, однозначно подтвердившей инновационность проекта, несостоятелен. По проекту "Информационный город" в 2008 году в ходе конкурса было проведено девять экспертиз: три - по документам и шесть - на заседании конкурсной комиссии. В заседании конкурсной комиссии принимало участие шесть экспертов, представлявших ведущие федеральные центры. Вопросы, на которые обратили внимание эксперты при анализе заявочных материалов, были сняты в ходе заседания конкурсной комиссии, в частности, шесть экспертов дали заключение об инновационности и социальной значимости проекта "Информационный город", предложенного заявителем.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 05 апреля 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на счетную палату Самарской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 апреля 2012 года по делу N А55-4818/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу счетной палаты Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4818/2011
Истец: Некоммерческая организация "Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области"
Ответчик: Счетная палата Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1092/13
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7178/12
20.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6140/12
05.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4818/11
06.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10738/11
30.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8484/11