г. Саратов |
|
22 июня 2012 г. |
Дело N А12-1098/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июня 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В. Б.,
судей Дубровиной О.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушнаренко Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" - Головченко П.В. доверенность от 21.12.2011,
в отсутствии иных участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2012 года по делу N А12-1098/2012, судья Н.Ю.Болдырев
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" (ИНН 3446022381, ОГРН 1073460001713, г.Волгоград)
к Администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 102340343382, г.Волгоград)
третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744, г.Волгоград)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агромаркет" (далее - истец, ООО "Агромаркет") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации Волгограда (далее - ответчик, администрация), в котором просит урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи от 05.10.2011 N 5285 между Администрацией Волгограда и обществом с ограниченной ответственностью "Агромаркет", определить выкупную цену земельного участка (пункт 2.1 договора) в размере 1 484 502 рубля.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2012 года иск удовлетворен.
Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи от 05.10.2011 N 5285 между Администрацией Волгограда и обществом с ограниченной ответственностью "Агромаркет", пункт 2.1 договора принят в следующей редакции: "Цена участка составляет 1 484 502 (один миллион четыреста восемьдесят четыре тысячи пятьсот два) рубля" и далее по тексту договора.
С Администрации Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, не учел положения действующего законодательства о приватизации и ошибочно счел доказанным факт приватизации истцом спорных зданий в отсутствии плана приватизации с указанием конкретных спорных зданий.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Агромаркет" является собственником производственного здания с административно-бытовым корпусом и постройкой, зданием автостоянки с тремя пристройками, зданием малярного отделения, здания проходной, здания мойки, здания столовой с пристройкой, гаражных боксов, здания ангара, здания холодильника, здания склада, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.09.2010.
Названные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 26 138 кв. м., находящемся в аренде у общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет".
Первоначальным собственником названных объектов являлось открытое акционерное общество "Волгоградэнерго", созданное в результате приватизации на основании плана приватизации производственного объединения энергетики и электрофикации "Волгоградэнерго", утвержденного 23.06.1993 решением N 382 комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Общество с ограниченной ответственностью "Агромаркет" обратилось в Комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда с заявлением о выкупе земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.1 договора, подписанным со стороны администрации 05.10.2011 и направленным в адрес общества, цена участка была определена в 6 828 705 руб.
Общество подписало договор с протоколом разногласий от 31.10.2011 в части пункта 2.1 договора, предложив установить цену земельного участка в размере 1 484 502 руб.
В связи с отклонением ответчиком протокола разногласий письмом от 25.11.2011 N 19996, истец передал разногласия на рассмотрение арбитражного суда.
По мнению истца, у него на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса) возникло право на приватизацию земельного участка по льготной цене.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся:
- коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений и сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не предусмотрен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 по делу N А82-251/2008-14, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Принимая спорные условия договора в редакции, предложенной истцом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в состав приватизируемого имущества производственного объединения энергетики и электрофикации "Волгоградэнерго" согласно плану приватизации вошло обособленное подразделение специализированная объединенная автобаза, расположенная по адресу: ул. Н. Качуевской, 6, Волгоград.
Из справки муниципального унитарного предприятия "Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации" от 04.04.2012 исх. N 2179 следует, что на земельном участке расположены одно-, двухэтажное кирпичное производственное здание с административно-бытовым корпусом и пристройкой, общей площадью 1 686, 4 кв. м., 1977 года постройки, одно-, двухэтажное кирпичное здание автостоянки с тремя пристройками, общей площадью 2 201,7 кв. м., 1977 года постройки, одноэтажное кирпичное здание малярного отделения, общей площадью, 89,8 кв. м., 1988 года постройки; одноэтажное кирпичное здание проходной, общей площадью 29,5 кв. м., 1977 года постройки.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент приватизации производственного объединения энергетики и электрофикации "Волгоградэнерго" в состав имущества обособленного подразделения специализированная объединенная автобаза, расположенная по адресу: ул. Н. Качуевской, 6, Волгоград, входили здания 1977 и 1988 годов постройки.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно решению Арбитражного суда Волгоградской области от 13.09.2002 по делу N А12-10316/2002-С28 (т.1,л.д.116), установлен факт, имеющий юридическое значение на право владения, пользования и распоряжения на праве собственности за открытым акционерным обществом "Волгоградэнерго" на 17 объектов: имущественный комплекс специализированной объединенной автобазы, расположенных по адресу: г.Волгоград, ул.Н. Качуевская, 6.
При рассмотрении настоящего спора у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по проверке законности и обоснованности решения Арбитражного суда Волгоградской области от 13.09.2002 по делу N А12-10316/2002-С28, однако именно на основании указанного судебного акта за ОАО "Волгоградэнерго" признано вещное право на объекты, входящие в имущественный комплекс специализированной объединенной автобазы.
Также согласно справке МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации N 7357 (т.1,л.д.63) решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.09.2002 по делу N А12-10316/2002-С28 явилось основанием для признания за ОАО "Волгоградэнерго" право собственности на объекты, входящие в имущественный комплекс специализированной объединенной автобазы.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о приобретении ОАО "Волгоградэнерго" право собственности на объекты, входящие в имущественный комплекс специализированной объединенной автобазы, в процессе приватизации.
В связи с тем, что факт отчуждения спорных объектов в результате их приватизации истцом не доказан, у истца отсутствует право на приобретение земельного участка по льготной цене, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи от 05.10.2011 N 5285 между Администрацией Волгограда и обществом с ограниченной ответственностью "Агромаркет" при определении выкупной цены земельного участка (пункт 2.1 договора) необходимо учесть редакцию спорного условия, предлагаемой ответчиком в размере 6 828 705 рублей.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, четвертый абзац резолютивной части обжалуемого решения, согласно которому, с Администрации Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб., подлежит исключению.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 апреля 2012 года по делу N А12-1098/2012 изменить.
В третьем абзаце резолютивной части решения словосочетание: "1 484 502 (один миллион четыреста восемьдесят четыре тысячи пятьсот два) рубля" заменить на: "6 828 705 (шесть миллионов восемьсот двадцать восемь тысяч семьсот пять) рублей".
Исключить из резолютивной части решения четвертый абзац.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет" в доход федерального бюджета Российской Федерации 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1098/2012
Истец: ООО "Агромаркет"
Ответчик: Администрация города Волгограда
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда