г. Санкт-Петербург |
|
19 июня 2012 г. |
Дело N А56-59373/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыловой А.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Миронова Ю.А. по доверенности от 27.01.2012;
от ответчика (должника): представителя управления Гончаровой А.А. по доверенности от 26.12.2011 N 57, отдел извещен, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2012 по делу N А56-59373/2011 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - предприятие, ФГУП "Почта России", адрес: 190000, Санкт-Петербург, улица Большая Морская, дом 61) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания начальника Территориального отдела (далее - отдел, адрес: 196143, Санкт-Петербург, проспект Юрия Гагарина, дом 55) - главного государственного санитарного врача по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Санкт-Петербурга Долицкого А.И. от 08.09.2011 N Ю78-01-05-23-4/7368-11 об устранении нарушений законодательства.
В качестве второго заинтересованного лица в деле участвует Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - управление, адрес: 190025, Санкт-Петербург, улица Стремянная, дом 19), структурным подразделением которого является отдел.
Решением суда от 08.02.2012 требования предприятия оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе предприятие, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда от 08.02.2012 отменить, заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель предприятия доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель управления возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Отдел, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил и в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 05.09.2011 в ходе проведения выездной внеплановой проверки УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП "Почта России" (Отделение почтовой связи N 288) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 122, к. 1, на основании распоряжения N78-01-05-26/1501-11 от 22.08.2011 в связи с обращением гражданина Чистякова А.И. (вход. N 1282/з от 08.08.2011) на неудовлетворительные условия проживания, в связи с высоким уровнем шума от проведения погрузочно-разгрузочных работ со стороны двора жилого дома по вышеуказанному адресу, отделом выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых зданий и сооружений, а именно: осуществляется загрузка, разгрузка почтовой продукции УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП "Почта России" (Отделение почтовой связи N 288) со стороны двора жилого дома по ул. Бухарестская, д. 122, к. 1 в нарушение пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.09.2011 N 78-01-05-26/1501-11, должностное лицо ФГУП "Почта России" постановлением NФ78-01-05-23/1463-11 от 07.09.2011 привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08.09.2011 в адрес предприятия выдано предписание N Ю78-01-05-23-4/7368-11 об устранении нарушений законодательства со сроком исполнения 30.09.2011.
ФГУП "Почта России" предписано не допускать загрузку, разгрузку почтовой продукции УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП "Почта России" (Отделение почтовой связи N 288) со стороны двора жилого дома по ул. Бухарестская, д. 122, к. 1 в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Предприятие не согласилось с вынесенным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал требования заявителя несостоятельными и отказал в их удовлетворении правомерно исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из приведенных требований закона и согласно положениям статей 200 и 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону оспариваемые акты и действия (бездействие) соответствующего органа или должностного лица и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
21.07.2010 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
СанПиН 2.1.2.2645-10 устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1.2, 1.4).
Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Таким образом, СанПиН 2.1.2.2645-10, вступивший в силу 15.08.2010, содержат специальные нормы, устанавливающие правила для размещения объектов общественного назначения, расположенных в жилых зданиях, реализующие конституционные гарантии прав граждан на благоприятные условия проживания в жилых зданиях и помещениях и благоприятную среду обитания, в части категоричного запрета организациям осуществлять загрузку материалов, продукции со стороны двора жилого дома.
Доводы подателя жалобы о том, что загрузка со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры не может рассматриваться как нарушение санитарного законодательства, поскольку осуществляется загрузка почтовых отправлений, а не продукции и материалов, предназначенных для помещений общественного назначения, приводились им и в суде первой инстанции и получили в решении суда надлежащую правовую оценку.
Отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
К числу которых относится, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила).
Правила оказания услуг почтовой связи регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В пункте 2 Правил даны основные понятия, которые применяются в Правилах оказания услуг почтовой связи. Так, бандероль - это почтовое отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и другими предметами, вложение, размеры, вес и способ упаковки которого установлены операторами почтовой связи в соответствии с данными Правилами. Понятие бандероли, как одного из видов почтового отправления, соответствует требованиям Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", который к почтовым отправлениям относит письменную корреспонденцию, включающую простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты, посылки, прямые почтовые контейнеры (статья 2).
Оказание услуг почтовой связи является одним из основных видов деятельности Отделения почтовой связи N 288, а положения пункта 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 устанавливают императивный запрет на загрузку материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, и распространяются на Отделение почтовой связи N 288.
Ссылка заявителя на приказ Госкомсвязи РФ от 30.04.1998 N 82, предусматривающий необходимость использования люков обмена в отделениях почтовой связи для приема почтовых отправлений, обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Ведомственные нормы технологического проектирования "Объекты почтовой связи" ВНТП 311-98, утвержденные приказом Госкомсвязи РФ от 30.04.1998 N 82 (далее - ВНТП) разработаны в соответствии с требованиями Системы нормативных документов в строительстве. Основные положения СНиП 10-01-94.
При этом "СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденный постановлением Госстроя РФ от 17.05.1994 N 18-38, утратил силу на территории Российской Федерации с 01.10.2003, в связи с изданием постановления Госстроя РФ от 10.09.2003 N 164.
Ведомственные нормы технологического проектирования "Объекты почтовой связи" ВНТП 311-98, утвержденные приказом Госкомсвязи РФ от 30.04.1998 N 82, в пункте 1.2 указывают на необходимость руководствоваться действующими строительными нормами и правилами для производственных, общественных, административных и бытовых зданий и сооружений, а при размещении городских отделений почтовой связи в домах - строительными нормами и правилами для жилых зданий, а также настоящими ВНТП.
Правилами, устанавливающими обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых здания и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, являются СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Оценив в совокупности пункты 1.1, 6.5 приказа Госкомсвязи РФ от 30.04.1998 N 82 и положения СанПин 2.1.2.2645-10, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости руководствоваться при устройстве окон обмена в наружной стене здания требованиями строительных норм и правил для жилых зданий. При этом судом принята во внимание возможность соблюдения предприятием действующих СанПин 2.1.2.2645-10, поскольку у Отделения почтовой связи N 288 имеется вход с лицевой стороны жилого дома.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о невыполнении заявителем требований санитарного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно пункту 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями в связи с выявлением нарушения санитарного законодательства.
Права и законные интересы заявителя, не выполняющего публично-правовую обязанность, не могут быть признаны нарушенными правомерным нормативным правовым актом органа, осуществляющего публичные полномочия.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2012 по делу N А56-59373/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб. по платежному поручению от 16.03.2012 N 64443 отнести на федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России".
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 16.03.2012 N 64443.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59373/2011
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском,Фрунзенском,Пушкинском,Колпинском районах
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городк Санкт-ПЕтербургу
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5480/12
19.06.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6032/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59373/11