г. Самара |
|
03 июля 2012 г. |
Дело N А65-8348/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 июля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Волобуев А.М., протокол, Хусаинов Д.Н., доверенность от 01.06.2012 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от предпринимателя Шакирьяновой З. Ф. - Шакирьянов Л.Ф., доверенность от 22.06.2011 г., Тимербулатов Ф.Ф., доверенность от 25.03.2011 г.,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице его филиала по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе предпринимателя Шакирьяновой Замфиры Фарахетдиновны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2012 г. по делу N А65-8348/2011 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Мензелинского районного потребительского общества, г. Мензелинск, Республика Татарстан,
к Исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан, г. Мензелинск, Республика Татарстан,
третьи лица:
индивидуальный предприниматель Шакирьянова Замфира Фарахетдиновна (ИНН 162800095542), с. Коноваловка, Мензелинский район, Республика Татарстан,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице его филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании разрешений недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Мензелинское районное потребительское общество (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету Мензелинского муниципального района Республики Татарстан (далее ответчик) о признании разрешения N 1628000-105/10 от 17.05.2010 г. на строительство торгового магазина, расположенного по адресу: Республика Татартсан, Мензелинский район, с. Топасево, ул. М. Джалиля, д. 23 и разрешения N RU 1628000-043/10 от 16.08.2010 г. на ввод в эксплуатацию торгового магазина, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Мензелинский район, с. Топасево, ул. М. Джалиля, д. 23, недействительными.
Решением от 26.07.2011 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от "21" декабря 2011 года решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.07.2011 г. и постановление Одиннадцатого апелляционного суда от 30,09.2011 г. отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции в своем постановлении указал на необходимость проверки требований заявителя о признании незаконными оспариваемых актов и проверки соответствия оспариваемых актов нормам Градостроительного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2012 г. по делу N А65-8348/2011 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными разрешение на строительство N 1628000-105/10 от 17.05.2010 г. и разрешение на ввод в эксплуатацию реконструируемого объекта RU 16728000-043/10 от 16.08.2010 г., выданных отделом строительства, архитектуры и ЖКХ исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан в отношении торгового магазина, расположенного по адресу: Мензелинский район, с. Топасево, ул. М. Джалиля, дом 23.
В апелляционной жалобе третье лицо - индивидуальный предприниматель Шакирьянова Замфира Фарахетдиновна просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и предпринимателя Шакирьяновой З. Ф., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения заявителя в арбитражный суд послужило то обстоятельство, что выданные предпринимателю Шакирьяновой З.Ф. разрешения на строительство и разрешение на ввод реконструируемого объекта создают препятствия заявителя как давностному владельцу в реализации права владения и пользования магазином и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела также следует, что 29.01.2010 г. ответчиком в газете "Мензеля" опубликовано сообщение, согласно которому исполнительный комитет Мензелинского муниципального района проинформировал население о предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов площадью 267 кв. м. с кадастровым номером 16:28:070501:56, расположенном по адресу: Мензелинский район, с. Топасево, ул. М. Джалиля, д. 23, для строительства магазина.
Постановлением от 12.03.2010 г. N 262 ответчик предоставил третьему лицу в аренду указанный земельный участок.
На основании данного постановления между финансово-бюджетной и земельно-имущественной палатой Мензелинского муниципального района Республики Татарстан и третьим лицом 15.03.2010 г. заключен договор N 32-071-0042 аренды земельного участка площадью 267 кв. м. с кадастровым номером 16:28:070501:56 для строительства магазина.
Согласно пункту 1.4 договора срок аренды установлен с 15.03.2010 г. по 13.03.2011 г.
Земельный участок передан третьему лицу по акту приема-передачи от 15.03.2010 г.
Для строительства магазина третьему лицу выдано разрешение от 17.05.2010 г. N 1628000-105/10, а впоследствии предпринимателем Шакирьяновой З.Ф. получено разрешение на ввод реконструируемого объекта в эксплуатацию N RU 1628000-043/10.
В дальнейшем, на основании постановления ответчика от 27.12.2010 г. N 1650 между Финансово-бюджетной и земельно-имущественной палатой и третьим лицом заключен договор купли - продажи указанного земельного участка.
На основании указанного договора купли-продажи земельного участка третьему лицу - Шакиръяновой З.Ф. было выдано свидетельство серии 16-АЕ 702458 от 20.01.2011 г. о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенного по адресу: Республика Татарста, Мензелинский муниципальный район, Коноваловское сельское поселение, д. Топасево, ул. М. Джалиля, д. 23.
Право собственности на магазин и расположенный под ним земельный участок зарегистрировано за третьим лицом - ИП Шакирьяновой З.Ф., о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Аналогичные права закреплены и в части 1 статьи 198 АПК РФ.
Довод третьего лица - Шакиръяновой Ф.З. о том, что заявитель не является надлежащей стороной спора и оспариваемые разрешения не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности не состоятелен, поскольку суд кассационной инстанции в своем постановлении указал на наличие прав у заявителя на обращение в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. В частности, к ним относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, его градостроительный план, а также материалы, содержащиеся в проектной документации.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером N 16:28:070 501:56, застроен с 1965 г. нежилым зданием (магазин), что подтверждается ответом Главы Кадряковского сельского поселения Набиуллиным Х., ответом председателя исполнительного комитета Коновалосвского сельского поселения Билаловой С.А.
Согласно акта о проведении инвентаризации земель населенного пункта Топасево по состоянию на 01.01.1997 г. спорный магазин за инвентарным номером РТ-28-0705-056 числится в списке землепользователей (приложение N 3 к акту).
В период с 2001 г. по 2008 г. в спорном магазине деятельность осуществляло ПО "Набережно-Челнинская торговая база", входящая в состав Татпотребсоюза, с 01.04. 2008 г. по настоящее время - ПО "Мензеля".
Также в материалах дела имеется заключение Прикамского Территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по выбору земельного участка под строительство N 226 от 10.04.2009 г., согласно которому в графе: характеристика земельного участка имеется указание на существующее здание магазина.
В материалах дела имеются объяснения граждан, полученных в рамках проведения проверки Тукаевским межрайонным следственным отделом Следственного комитета при прокуратуре РФ Следственного управления Республики Татарстан по сообщению о неправомерных действиях депутата Коноваловского сельского поселения Шакиръянова Л.Ф., подтверждающие факт наличия спорного магазина, построенного в 1965 г. на земельном участке с кадастровым номером 16:28:070 501:56.
Также данное обстоятельство подтверждается третьим лицом - Шакирьяновой З.Ф. Более того, в судебном заседании представитель третьего лица Шакиръянов Л.Ф. пояснил, что фактически новый магазин не строился, старый реконструировать не удалось.
В материалах дела также имеется выписка из технического паспорта нежилого помещения (магазина) составленного по состоянию на 14.11.2001 г., выданного дочерним предприятием БТИ г. Мензелинск, согласно которому субъектом права на магазин площадью 69, 92 кв.м. является ПО "Набережночелнинская торговая база".
Таким образом, строительство магазина предпринимателем Шакирьяновой З.Ф. не осуществлялось, следовательно, разрешение на строительство выдано с нарушением положений Градостроительного кодекса РФ.
Из нормы части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5 названной статьи).
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Из содержания части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (ели на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 5 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представленный предпринимателем Шакиръяновой З.Ф. градостроительный план не соответствует ст. 44 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, представленные предпринимателем Шакиръяновой З.Ф. документы, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: 1) акт приемки объекта, сдаваемого в эксплуатацию от 11.08.2011 г., 2) заключение о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов от 11.08.2010 г., 3) заключение о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации от 11.08.2011 г. подписаны только самой Шакиръяновой З.Ф.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;2) градостроительный план земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.
Предприниматель Шакиръянова З.Ф. для получения разрешения на ввод реконструируемого объекта RU 1628000-043/10 от 16.08.2010 г. представила технический паспорт на здание магазина составленного 04.08.2010 г. содержащего противоречивые данные, а именно: год постройки указан 2010 г., при этом процент износа здания составляет 56 процентов.
Кроме того, их технического паспорта на здание магазина составленного 04.08.2010 г. в разделе VIII описание конструктивных элементов здания и определение износа следует, что перекрытия деревянные, в то время согласно заключения о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов от 11.08.2010 г. перекрытия - ж/б плиты.
Оспариваемое разрешение на ввод реконструируемого объекта не соответствует форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.11.2005 г. N 698.
Из указанного следует, что оспариваемые разрешения N 1628000-105/10 от 17.05.2010 года на строительство торгового магазина, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Мензелинский район, с. Топасево, ул. М. Джалиля, д.23 и разрешения N RU 1628000-043/10 от 16.08.2010 года на ввод в эксплуатацию торгового магазина не соответствуют положениям Градостроительного кодекса РФ, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежат признанию их недействительными.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2012 г. по делу N А65-8348/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8348/2011
Истец: Мензелинское районное потребительское общество, Мензелинское Районное потребительское общество, г. Мензелинск
Ответчик: Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района РТ, г. Мензелинск
Третье лицо: ИП Шакирьянова Замфира Фарахетдиновна, Мензелинский район, с. Коноваловка, Зиганшина Галина Александровна, Петров Владимир Константинович, Султанова Кадрия Кашфиевна
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1730/12
15.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1730/12
27.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6868/12
03.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5725/12
09.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8348/11
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1730/12
21.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11508/11
30.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10310/11
26.07.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8348/11