г. Челябинск |
|
06 июля 2012 г. |
Дело N А47-13797/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Управления по недропользованию по Оренбургской области
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 апреля 2012 г.
по делу N А47-13797/2011 (судья Лазебная Г.Н.).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Геопрогресс" - Постоенко П.И. (доверенность от 23.06.2012);
от Управления по недропользованию по Оренбургской области - Стрижак О.С. (доверенность от 21.12.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Геопрогресс" (далее - заявитель, ООО "Геопрогресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению по недропользованию по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Оренбургнедра) о признании незаконным решения об отказе в приеме заявки б/н б/д вх. N 52 от 09.12.2011 на участие в аукционе на право пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке Степной Оренбургской области, оформленного письмом от 23.12.2011 N ОК-02/4284.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Оренбургнедра об отказе в приеме заявки ООО "Геопрогресс" б/н б/д вх. N 52 от 09.12.2011 на участие в аукционе на право пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке Степной Оренбургской области, оформленное письмом от 23.12.2011 N ОК-02/4284. Суд также обязал Оренбургнедра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Геопрогресс", обязав принять заявку на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке Степной Оренбургской области и допустить общество к участию в аукционе.
В апелляционной жалобе Оренбургнедра просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Приложенные обществом к заявке документы не являются документальным подтверждением наличия у подрядной организации оборудования и необходимой техники для осуществления работ на Степном участке недр. Кроме того, к заключенным с подрядной организацией договорам не приложены акты приема-передачи, товарные накладные, свидетельствующие передачу в собственность предприятия основных средств, в связи с чем возникает вопрос о фактическом наличии техники и оборудования о подрядной организации. Заявителем также не представлены документальные доказательства наличия у него самого необходимого оборудования и технических средств для осуществления работ в рамках договора подряда от 15.11.2011 N Н0177 с ОАО "Гипровостокнефть" на Степном участке недр. На 35 единиц технического оборудования отсутствует документальное подтверждение наличия оборудования у заявителя. Также представлена оборотно - сальдовая ведомость по основным средствам (бухгалтерский учёт) за октябрь 2011 г.. без документального подтверждения наличия у подрядной организации оборудования и необходимой техники для осуществления работ на Степной участке недр. Подрядной организацией заявителя - ОАО "Оренбургская геофизическая экспедиция" также представлены договоры без документального подтверждения передачи оборудования заявителю, актов приема - передачи программного обеспечения. Подрядной организацией заявителя - ОАО "Оренбургнефтегеофизика" представлены сведения без документального подтверждения наличия оборудования у подрядчика, а также доказательства передачи оборудования. Таким образом, заявочные документы ООО "Геопрогресс" не соответствовали требованиям пункта 11.4 положения о порядке лицензирования и пункту 4 Приложения N 4 Порядка. В связи с чем к участию в аукционе общество допущено не было.
До судебного заседания от ООО "Геопрогресс" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом от 28.10.2011 N 178-пр Оренбургнедра объявлен аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородов на участке Степной Оренбургской области.
09.12.2011 ООО "Геопрогресс" поданы заявочные документы (т.2-7, т.8, л.д. 1-55).
Письмом от 23.12.2011 N ОК-02/4284 обществу отказано в приеме заявки на участие в аукционе, со ссылкой на анализ заявочных материалов, проведенной рабочей группой, который показал несоответствие заявочных материалов требованиям пункта 11.4 Положения о порядке лицензирования и пункта 4 Приложения N 4 Порядка и условий аукциона (т.1, л.д. 69).
Полагая, что данное решение об отказе в приемке заявки общества на участие в аукционе нарушает права и законные интересы ООО "Геопрогресс", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в допуске обществу к участию в аукционе на право пользования недрами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 6 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование, в том числе, для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
На основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
В соответствии со статьей 10 Закона о недрах одним из оснований пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр.
Приказом Оренбургнедра от 28.10.2011 N 178-пр утверждены Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородов на участке Степной в Оренбургской области (т.1, л.д. 70-85).
Согласно пункту 16 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.06.2009 N 156 (далее - Административный регламент) для участия в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр заявителями представляются документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр, установленным пунктом 17 настоящего Административного регламента.
Требования к документам, представляемым заявителями, установлены в пункте 17 Административного регламента.
Так, к заявке должны прилагаться следующие данные:
1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:
наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица;
фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц);
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в органах статистики;
сведения о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами;
2) данные о структуре управления, собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях заявителя и лицах, которые представляют его при участии в конкурсе или аукционе, включая:
заверенную в установленном порядке копию решения уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации;
доверенность, выданную в установленном порядке (в случае, если интересы заявителя представляются лицом, не имеющим право без доверенности представлять интересы юридического лица);
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для юридического лица;
выписку из реестра акционеров заявителя, полученную (оформленную) не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для акционерного общества;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе (конкурсе) на право пользования недрами данного участка;
3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств, в том числе:
копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;
надлежаще заверенная копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами заявитель подлежит обязательному аудиту;
справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе);
договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа о его принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и т.д.);
справка налогового органа о задолженности (об отсутствии задолженности) заявителя по налоговым платежам в бюджеты различных уровней;
4) данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:
подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи и т.п.);
копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";
копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемых в качестве подрядчиков с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания заявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ;
5) данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе:
сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.
Аналогичные требования содержатся в пункте 4 Приложение N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона, а также в пункте 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, разработанного в соответствии с Законом о недрах и утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случаях, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в приеме заявки ООО "Геопрогресс" послужил факт несоответствия заявочных материалов требованиям пункту 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами и пункту 4 Приложения N 4 Порядка и условий аукциона.
Согласно статье 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
В силу пункта 54 Административного регламента решение о приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо отказе в приеме такой заявки оформляется протоколом заседания рабочей группы, который утверждается руководителем Роснедр либо руководителем ответственного территориального органа.
В протоколе указываются:
а) все зарегистрированные заявки;
б) все отозванные заявителями заявки;
в) заявки, которые приняты для участия в аукционе;
г) заявки, которые не были приняты для участия в аукционе с указанием основания отказа в принятии заявки.
На основании пункта 55 Административного регламента должностное лицо Роснедр или ответственного территориального органа в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола заседания рабочей группы о приеме заявок на участие в аукционе на право пользования участками недр передает заявителям под расписку соответствующие сообщения в письменной форме или направляет такое сообщение в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении.
Решение о принятии (отказе в принятии) заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр также доводится до заявителей, подавших заявку на участие в аукционе, в оперативном порядке не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Между тем в нарушение указанных норм, Оренбургнедра ни в протоколе от 23.12.2011, ни в письме от 23.12.2011 N ОК-02/4284 не указало, в чем конкретно выразились недостатки заявочных материалов ООО "Геопрогресс", какие именно документы не были представлены обществом вместе с заявкой и что непосредственно послужило основанием для принятия решения об отказе в принятии заявки на участие в аукционе.
В апелляционной жалобе Оренбургнедра указывает, что основанием для отказа в принятии заявочных материалов ООО "Геопрогресс" явилось непредставление доказательство наличия либо передачи подрядчику необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке по Оренбургской области; непредставление свидетельств о проверке измерительных приборов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья на Степном участке; непредставление доказательств наличия необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке в Оренбургской области.
Однако, такой довод заинтересованного лица носит исключительно декларативный характер, поскольку ни в протоколе заседания рабочей группы при рассмотрении заявок на участие с аукционе на право пользования недрами, ни в письме от 23.12.2011 N ОК-02/4284 не указано, в чем именно выразилось несоответствие заявочных материалов ООО "Геопрогресс" требованиям пункту 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами и пункту 4 Приложения N 4 Порядка и условий аукциона.
При этом суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действующем законодательстве Российской Федерации о недрах, в Порядке и условиях проведения аукциона требований о предоставлении в составе заявки доказательств наличия у заявителя или у подрядной организации оборудования (необходимой техники), в том числе, актов приемки - передачи оборудования, накладных.
Для целей участия в аукционе на право пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Степном участке Оренбургской области ООО "Геопрогресс" с заявкой представлены копии договоров поставки. Довод подателя апелляционной жалобы о наличии сомнений в фактическом наличии техники и оборудования у подрядных организаций, поскольку к данным договорам не представлены акты приема - передачи, товарные накладные, свидетельствующие передачу в собственность общества основных средств, подлежит отклонению как несостоятельный. Как верно отмечено судом первой инстанции действующее законодательство не обязывает стороны подтверждать факт поставки накладными, актами приемки - передачи товара. Кроме того, из Порядка и условий проведения аукциона также не следует о необходимости представления в составе заявки в качестве доказательств наличия технических возможностей актов приемки - передачи товаров или накладных.
По аналогичным обстоятельствам подлежит отклонению и довод об отсутствии документальных доказательств передачи оборудования по договорам подряда, заключенным с ООО "Оренбургнефтегеофизика".
Тот факт, что ООО "Геопрогресс" представлено только два паспорта транспортных средств на лаборатории каротажные самоходные, не свидетельствует о нарушении законодательства, поскольку Порядком и условиями аукциона не установлено предельное количество документов, представляемых заявителем на участие в аукционе.
Подлежат отклонению доводы относительно того, что документальным подтверждением наличия у общества программного обеспечения являются акты приема-передачи программного обеспечения, поскольку данным доказательством являются лицензионные соглашения (договоры), предметом которых является передача права пользования программным обеспечением.
Суд апелляционной инстанции относится критически к доводу подателя жалобы об отсутствии у заявителя доказательств наличия оборудования по договорам подряда с ОАО "Оренбургская географическая экспедиция", поскольку представленные обществом документы - справка о технических средствах и оборотно - сальдовая ведомость по основным средствам за октябрь 2011 г. прямо свидетельствуют о наличии оборудования и являются допустимым и достаточными доказательствами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Оренбургнедра не обосновал причины несоответствия заявочных материалов ООО "Геопрогресс" требованиям пункта 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами и пункту 4 Приложения N 4 Порядка и условий аукциона. Вывод рабочей группы о несоответствии представленных обществом заявочных материалов Порядку и условиям проведения аукциона основан на формальном подходе к оценке представленных документов, а также на не соответствующих законодательству требованиях.
Как было указано выше, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решения и предписания о нарушении антимонопольного законодательства, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на Оренбургнедра.
В нарушение указанных норм заинтересованным лицом не представлено доказательств соответствия оспариваемого решения по отказу в приемке заявки ООО "Геопрогресс" на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке Степной Оренбургской области действующему законодательству.
При этом оспариваемый отказ в приеме заявки на участие в аукционе, оформленный письмом от 23.12.2011 N ОК-02/4284 непосредственно нарушают права и законные интересы ООО "Геопрогресс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия для участия в аукционе на право пользования недрами.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Оренбургнедра освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 апреля 2012 г. по делу N А47-13797/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по недропользованию по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13797/2011
Истец: ООО "Геопрогресс"
Ответчик: Управление по недропользованию по Оренбургской области