г. Владивосток |
|
09 июля 2012 г. |
Дело N А51-2921/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, С.Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Дачного некоммерческого товарищества "Рассвет": Перфильев М.В. председатель, протокол N 1 от 10.12.2011, паспорт
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-4834/2012
на решение от 25.04.2012
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-2921/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Рассвет" (ОГРН 1092536010863) к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 08.12.2011 N 29/06/02-14/22886, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050066:498 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), и об обязании восстановить нарушенные права и интересы
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Рассвет" (далее - заявитель, ДНТ "Рассвет", Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), оформленного письмом от 08.12.2011 N 29/06/02-14/22886, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050066:498 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), а также об обязании устранить допущенное нарушение прав и интересов Товарищества путём обязания Департамент принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2012 признано незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленное письмом от 08.12.2011 N 29/06/02-14/22886, об отказе в предоставлении Дачному некоммерческому товариществу "Рассвет" в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050066:498 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок со дня вступления судебного решения в законную силу принять решение о предоставлении Дачному некоммерческому товариществу "Рассвет" в аренду испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:050066:498 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы указал на то, что выбор земельных участков для ведения дачного хозяйства осуществляется только из числа земель, включённых в фонд перераспределения земель.
Сослался также на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.2009 и указал, что принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято, а также вмешиваться в деятельность государственных органов и подменять своими решениями уполномоченный орган, следовательно, при возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в аренду суд первой инстанции нарушил установленную законодательством Приморского края компетенцию органов исполнительной власти Приморского края в области земельных отношений.
ДНТ "Рассвет" в своём отзыве на апелляционную жалобу на доводы апелляционной жалобы возразило в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2012 считает законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
22.11.2011 ДНТ "Рассвет" обратилось в Департамент с повторным заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 28630+/-59,22 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050066:498, расположенного примерно в 420 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Находкинская, 14, с целью использования для ведения дачного хозяйства, рассмотрев которое, Департамент письмом от 08.12.2011 N 29/06/02-14/22886 отказал в предоставлении в аренду земельного участка и сообщил, что ранее Товариществу уже направлялся мотивированный ответ, и повторно Департамент указал на пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ и на то, что земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись с указанным отказом Департамента, Товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в силу следующего.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Исходя из положений пункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края N 90-КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", Постановлений администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па и от 18.05.2007 N 116-па, пункта 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, а также пунктов 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу относительно того, что в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функции по распоряжению земельными участками выполняет Департамент земельных отношений.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что в настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (по тексту - "Федеральный закон N 66-ФЗ"), статья 1 которого под дачным земельным участком понимает земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Федеральный закон N 66-ФЗ применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Указанный Федеральный закон N 66-ФЗ регулирует как первичное предоставление земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (статья 14), так и предоставление в собственность таким объединениям земельных участков, ранее предоставленных из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (статья 28).
В силу статьи 1 Федерального закона N 66-ФЗ дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Статьей 7 указанного Федерального закона N 66-ФЗ предусмотрено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе: осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации, земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Статья 34 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, и устанавливает, что лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3); орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4); уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
Статьями 9, 10, 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенных норм права и применительно к обстоятельствам настоящего дела, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что Товарищество, подав заявку в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ, вправе было рассчитывать на её своевременное рассмотрение уполномоченным органом в установленные законом порядке и сроки.
Распоряжением УГиА администрации г. Владивостока N 2127 от 21.09.2011 во исполнение судебного решения по делу N А51-19153/2010 Товариществу была утверждена схема расположения на кадастром плане территории земельного участка, расположенного в районе ул. Находкинская, 14 в г. Владивостоке, площадью 41100 кв.м., в том числе 2450 кв.м. - в прибрежной защитной полосе, водоохраной зоне, границы которого частично накладываются на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050066:38.
В ходе межевых и кадастровых работ границы испрашиваемого участка были откорректированы, площадь уменьшена до 28630+/-59,22 кв.м., и 17.10.2011 участок в данном размере прошёл государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 25:28:050066:498. Представленный кадастровый паспорт N 25/00-11-115118 от 17.10.2011 содержит следующие сведения: - категория земель: земли населённых пунктов; - разрешённое использование участка: ведение дачного хозяйства; - учётная часть N 1 площадью 2450 кв.м - в прибрежной защитной полосе, водоохраной зоне водного объекта.
Кадастровый паспорт земельного участка был предоставлен в Департамент с заявлением N 7 от 18.10.2011.
Исходя из положений статьи 34 Земельного кодекса РФ о необходимости учёта правил зонирования территории в соответствии с правилами землепользования и застройки, судом первой инстанции из Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 2120 от 27.03.2012 правомерно учтено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050066:498 полностью расположен в зоне Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства).
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, цель использования испрашиваемого земельного участка соответствует градостроительным регламентам зоны, в границах которой он находится.
Согласно пунктам 11, 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, земельные участки, изъятые из оборота.
Испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота (пункт 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ) и не ограничен в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ), доказательства обратного апеллянтом ни в суд первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по делу в материалах дела не представлены.
Апелляционная коллегия также считает верным вывод суда первой инстанции относительно того, что то обстоятельство, что испрашиваемый Товариществом земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, не имеет в данном случае правового значения, поскольку Департаментом не опровергнуто, что в городе Владивостоке отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, а фонд перераспределения земель не сформирован.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание то, что из статьи 80 Земельного кодекса РФ следует, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 Земельного кодекса РФ).
Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Иное толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия также приходит к выводу, что приведённые в оспариваемом отказе Департамента основания не имеют правового значения и не основаны на фактических обстоятельствах, а также нарушают предусмотренное законом право Товарищество на приобретение земельного участка и на своевременное рассмотрение его заявления в установленные законом порядке и срок.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на обязанность соответствующего органа, должностного лица устранить допущенные нарушения (часть 4 данной статьи).
В этой связи суд первой инстанции, установив, что оспариваемый отказ не соответствует правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в реализации его права на получение земельного участка, обоснованно удовлетворил заявление Товарищества.
Выводы суда в части обязания Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок со дня вступления судебного решения в законную силу принять решение о предоставлении Дачному некоммерческому товариществу "Рассвет" в аренду испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:050066:498 для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) соответствуют установленным по делу обстоятельствам, правилам п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2012 по делу N А51-2921/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2921/2012
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Рассвет"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края