г. Москва |
|
12 июля 2012 г. |
Дело N А40-4192/12-10-38 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Гончарова В.Я., Попова В.И., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2012 по делу N А40-4192/12-10-38, судьи Пуловой Л.В.,
по заявлению ОАО "Спецавтохозяйство района Измайлово" (ОГРН 1067746263254; 105425, г.Москва, ул. Никитинская, д. 10Б)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г.Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения от 17.11.2011 N 33-5ТЗ-1253/11-(0)-1,
при участии:
от истца: |
Исаева И.В. по доверенности от 01.01.2012, уд. N 7636; |
от ответчика: |
Маслюкова Е.И. по доверенности от 10.01.2012 N 33-И-100/12, уд. 518;Леонова Т.А. по доверенности от 10.01.2012 N 33-И-66/12, уд. 425; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2012, принятым по данному делу, удовлетворены требования открытого акционерного общества "Спецавтохозяйство района Измайлово" (далее - заявитель, Общество), уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ, признано незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее ДЗР, ответчик) от 17.11.2011 N 33-5ТЗ-1253/11-(0)-1 об отказе в оформлении в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Никитинская, вл. 10Б, площадью 5758 кв.м., кадастровый номер 77:03:0005003:23, суд обязал ДЗР подготовить и направить Обществу договор купли-продажи указанного земельного участка, взыскал судебные расходы.
При этом суд исходил из того, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Спецавтохозяйство района Измайлово" создано путем преобразования из ГУП города Москвы "Спецавтохозяйство" района "Измайлово" в процессе приватизации (выкупа имущественного комплекса ГУП "Спецавтохозяйство района Измайлово") на основании распоряжения Департамента имущества г. Москвы от 13.10.2005 N 2990-р "О приватизации Государственного унитарного предприятия города Москвы "Спецавтохозяйство района Измайлово".
По передаточному акту имущественного комплекса ГУП "Спецавтохозяйство района Измайлово" передало, а ОАО "Спецавтохозяйство района Измайлово" приняло имущество согласно приложению N 2 к указанному распоряжению и стало правопреемником всех обязательств реорганизованного в процессе приватизации ГУП "Спецавтохозяйство района Измайлово".
Пунктом 2.5 указанного распоряжения предусмотрено оформить в установленном порядке земельно-правовые отношения, в частности на землеотвод площадью 0,5758 га по адресу: г. Москва, ул. Никитинская, вл. 10Б.
В состав имущества, расположенного на данном земельном участке вошли: два здания: по адресу: г. Москва, ул. Никитинская, д. 10Б - административное здание площадью 491,2 кв.м, гараж по адресу: г. Москва, ул. Никитинская, вл. 10Б площадью 337,9 кв.м. и три сооружения: стр. 3 (мастерская площадью 56,3 кв. м., стр. 4 (мастерская металлическая площадью 226,5 кв.м.).
Заявитель является собственником имущественного комплекса приватизированного из государственного имущества и расположенного на земельном участке по адресу: г.Москва, ул. Никитинская, вл. 10Б, площадью 5758 кв.м., кадастровый номер 77:03:0005003:23, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.08.2007 N 77АЖ037403 и от 31.08.2007 N 77АЖ103286.
Оформление земельно-правовых отношений на участок производилось в соответствии с распоряжением префекта ВАО г.Москвы от 04.03.2008 N 218-В-РП "О предоставлении в аренду на новый срок открытому акционерному обществу "Спецавтохозяйство района Измайлово" земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Никитинская, д. 10Б, 14.08.2008 заключен договор аренды N М-03-508520 сроком до 04.03.2011.
Ответчик отказал истцу в заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Никитинская, д. 10Б со ссылкой на то, что границы земельного участка подлежат переформированию в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и градостроительными регламентами на земельный участок под капитальными строениями и на земельный участок под некапитальными строениями.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с нормами этой статьи.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами.
В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Отклоняя довод жалобы о том, что площадь истребуемого заявителем земельного участка не скорректирована в соответствии с положениями ст. 33,35 ЗК РФ, судебная коллегия исходит из целей использования спорного земельного участка заявителем.
Согласно ранее действующего договора аренды от 14.04.2008 N М-03-508520, распоряжения префекта ВАО г.Москвы от 04.03.2008 N 218-В-РП "О предоставлении в аренду на новый срок открытому акционерному обществу "Спецавтохозяйство района Измайлово" земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Никитинская, д. 10Б, 14.08.2008, участок предоставлен и согласно договору аренды и распоряжения префекта в аренду для эксплуатации административного здания и сооружений производственной базы для размещения уборочной техники ( л.д. 25,28, т.1).
Таким образом, заявленная площадь земельного участка - 5 758 кв м, оставалась неизменной на протяжении осуществления своей деятельности заявителем на спорном земельном участке, и необходима заявителю не только для эксплуатации принадлежащих ему зданий, но и для осуществления деятельности по размещению уборочной техники.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления Обществу в собственность спорного земельного участка (наличие зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом участке, у иных лиц, отнесение его к землям ограниченным в обороте, запретом приватизации земельного участка и его резервирование для муниципальных нужд) в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ ДЗР г.Москвы в предоставлении Обществу спорного земельного участка не соответствует требованиям пунктов 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и признавая его незаконным, обоснованно с учетом п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в целях восстановления нарушенных прав, обязал ДЗР подготовить и направить истцу соответствующий требованиям действующего законодательства проект договор купли-продажи земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Никитинская, вл. 10Б, площадью 5758 кв.м., кадастровый номер 77:03:0005003:23 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы обоснованно с учетом ст. 110 АПК РФ взысканы судом первой инстанции с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу о заявителя в размере 2 000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.04.2012 по делу N А40-4192/12-10-38 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4192/2012
Истец: ОАО "Спецавтохозяйство района Измайлово"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы