г. Челябинск |
|
16 июля 2012 г. |
Дело N А07-23764/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Столяренко Г.М.,
судей Матвеевой С.В., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балакиной И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2012 по делу N А07-23764/2011 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители муниципального унитарного предприятия "Управление электротранспорта городского округа город Уфа" - Шарипов М.М. (доверенность от 25.01.2012), Мухаметзянова Л.А. (доверенность от 30.12.2011); Баширова С.Ф. (доверенность от 30.12.2011).
Муниципальное унитарное предприятие "Управление электротранспорта городского округа город Уфа" (далее - МУЭТ г. Уфы, истец), ОГРН 1020202874449, ИНН 0278021275, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов Российской Федерации, первый ответчик), Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее также - второй ответчик), ОГРН 1020202559937, ИНН 0274049939 о признании незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан возместить МУЭТ г. Уфы убытки от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, за период 01.01.2008-31.07.2011 в сумме 43 853 240 руб. и взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в названной сумме.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Республика Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан.
Решением суда от 24.04.2012 требования МУЭТ г. Уфы удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУЭТ г. Уфы взысканы убытки в сумме 43 853 240 руб., в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан возместить убытки отказано. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлине в сумме 200 000 руб.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации (первый ответчик) просило решение суда в части удовлетворения требований и взыскания судебных расходов отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, нарушение процессуальных норм.
Министерство финансов Российской Федерации полагает, что суд неправомерно рассмотрел спор о признании незаконным ненормативного правового акта и взыскании убытков в одном производстве. По мнению первого ответчика, в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешение спора о гражданских правах, в том числе взыскание убытков, не предусмотрено, соответствующие требования должны быть рассмотрены в порядке искового производства. Правовые основания для взыскания убытков с одного государственного органа по требованиям о признании незаконными действий другого отсутствуют.
Как указало Министерство финансов Российской Федерации, основанием возникновения правоотношений, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, является заключение соглашений с Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на условиях, определенных Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.01.2005 N 51-р, утвердившим Порядок приобретения единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и пенсионерами (далее - Распоряжение N 51-р). Истец, являясь хозяйствующим субъектом, самостоятельно оценивает экономическую обоснованность предложенного на основании названных соглашений, Распоряжения N 51-р, Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 06.06.2006 N 545-р об утверждении порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации ЕСПБ (далее - Распоряжение N 545-р) размера компенсации за перевозку граждан по ЕСПБ. В силу изложенного, подписание МУЭТ г. Уфы соглашений об организации перевозок отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, свидетельствует о принятии им предложенных условий.
Министерство финансов Российской Федерации также указало, что обязательства по компенсации расходов, связанные с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в 2008-2009 г. исполнило в полном объеме. В то же время в федеральном бюджете на 2010 г., равно как и в бюджете на 2011 г. соответствующие суммы межбюджетных трансфертов заложены не были. Выпадающие доходы, связанные с перевозкой граждан по ЕСПБ, должны возмещаться в связи с этим из бюджета Республики Башкортостан. Кроме того, согласно позиции первого ответчика, ни один из федеральных законов не содержит норм, устанавливающих меры защиты и социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате проезда в общественном транспорте. Право предоставления таких льгот отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, законами субъектов должно и определяться финансирование.
Податель апелляционной жалобы считает, что МУЭТ г. Уфы не доказало наличие оснований для возмещения вреда, в том числе поскольку не подтвердило представленный расчет убытков первичными документами, оформленными в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
МУЭТ г. Уфы в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить судебный акт без изменения, сославшись на несостоятельность доводов ответчика. По мнению истца, соглашение об организации перевозок является публичным договором, в связи с чем предприятие не вправе было отказаться от его заключения; Российская Федерация, возложив на свои субъекты обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, должна обеспечить возмещение транспортным предприятиям убытков в виде неполученной платы за проезд. МУЭТ г. Уфы указало, что правильность и достоверность представленных расчетов подтверждается заключениями аудиторских проверок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков и третьих лиц не явились.
С учетом мнения истца, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители МУЭТ г. Уфы поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой части.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, МУЭТ г. Уфы является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования - трамваями и троллейбусами.
28.12.2007 Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (заказчик) и МУЭТ г. Уфы (исполнитель) заключили соглашение N 5 об организации перевозок городским электрическим транспортом отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, в соответствии с которым заказчик поручал, а исполнитель принял на себя обязательство обеспечить перевозку отдельных категории граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, в троллейбусах и трамваях на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 по ЕСПБ (т. 1, л.д. 52-53).
В соответствии с п. 3.2 соглашения возмещение выпадающих доходов, полученных в процессе перевозки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производится заказчиком за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
Распределение выручки от реализации ЕСПБ осуществляется заказчиком в соответствии с Распоряжением N 545-р (п. 3.4 соглашения).
Исполнитель ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет заказчику отчет о количестве перевезенных граждан - получателей социальных услуг и суммах выпадающих доходов (п. 3.3 соглашения).
Аналогичные соглашения заключены Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и МУЭТ г. Уфы в 2008, 2009, 2010 г., оформляющие правоотношения сторон на 2009, 2010, 2011 г. соответственно (т. 1, л.д. 54-55, 56-57, 58-59). Данными соглашениями на исполнителя были возложены обязанности производить оформление проезда в троллейбусах и трамваях на основании устного заявления гражданина - получателя социальной услуги по предъявлении документа с последующей выдачей ему проездного документа (нулевого билета) установленной формы и организовать их учет (п. 2.1 соглашений).
В период с 01.01.2008 по 31.07.2011 МУЭТ г. Уфы оказало услуги по перевозке городским электрическим транспортом отдельных категорий граждан, финансирование мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Общая сумма выпадающих доходов истца по федеральным льготникам, рассчитанная по утвержденной методике, составила 58 894 450 руб., что подтверждается представленными в материалы дела ежемесячными отчетами о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки (т. 1, л.д. 62-104), ежемесячными реестрами распределения выручки от реализации ЕСПБ, утвержденными до октября 2010 г. заместителем министра строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, с октября 2010 г. - заместителем председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (т. 1, л.д. 105-151, т. 2, л.д. 1-10).
Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан за счет средств федерального бюджета возмещены расходы транспортной организации в размере 15 041 210 руб. (т. 2, л.д. 11-32).
МУЭТ г. Уфы 24.08.2011 обратилось к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан с заявлением о выплате 43 853 300 руб. в счет возмещения убытков от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации (т. 1, л.д. 38-39).
Письмом от 23.09.2011 N 19/01-11/7157 Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан сообщило заявителю, что обязанность по перечислению межбюджетных трансфертов для осуществления расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, исполнена Управлением в полном объеме, вопросы по дополнительной выплате денежных средств в счет возмещения убытков от перевозки в компетенцию данного органа не входят (т. 1, л.д. 37).
Полагая, что Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан неправомерно отказало в возмещении расходов, указывая, что возложение государством на субъекты Российской Федерации обязанности по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан не означает возложение на них обязанности по финансированию данных услуг, МУЭТ г. Уфы обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере невозмещенных расходов транспортной организации, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Российская Федерация, предоставив право бесплатного проезда отдельным категориям граждан, приняла на себя обязательство по полному возмещению убытков от предоставления этой льготы за счет средств федерального бюджета, а также из доказанности размера убытков.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконным отказа второго ответчика возместить МУЭТ г. Уфы убытки от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан не вправе самостоятельно принимать решения о возмещении транспортными организациям убытков от перевозки льготных категорий граждан за счет средств федерального бюджета. В данной части решение лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Выводы суда в части удовлетворения заявленных требований являются верными, основанными на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем Закон N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 2 ст. 153 названного Закона установлено, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно Правилам предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которые относятся к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 и действовавшим в период 2008 г. - 2009 г., межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Закона N 122-ФЗ, в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в вопросах транспортного обслуживания, Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.01.2005 N 51-р утвержден Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами.
Согласно п. 3 указанного право на приобретение единого социального проездного билета имеют в том числе граждане, включенные в федеральный регистр, финансирование мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Из п. 2 Распоряжения N 545-р следует, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, производится за счет фактически поступивших из федерального бюджета средств, с учетом выручки от реализации ЕСПБ.
Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка транспортные организации, обеспечивающие равную доступность транспортных услуг для отдельных категорий граждан, ведут учет количества перевезенных пассажиров по ЕСПБ по категориям граждан, включенных в федеральный, региональный регистры, по количеству выданных кондуктором, водителем, пристани, автовокзала, автостанции, кассового пункта билетов или посадочных талонов с нулевой номинальной стоимостью.
Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, транспортные организации представляют в Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан отчет о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки по категориям граждан, включенных в федеральный и региональный регистры (п. 7 Порядка).
Согласно п. 8 Порядка Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Правительство Республики Башкортостан проект распоряжения о распределении субвенций из федерального бюджета между транспортными организациями с приложением сведений о фактически произведенных расходах транспортных организаций по обеспечению мер равной доступности транспортных услуг на территории Республики Башкортостан для категорий граждан, включенных в федеральный регистр.
Министерство финансов Республики Башкортостан на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении субвенций из федерального бюджета между транспортными организациями представляет в Управление федерального казначейства по Республике Башкортостан реестр на финансирование; Управление федерального казначейства по Республике Башкортостан на основании реестра финансирования, платежных поручений Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и отчетов транспортных организаций о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки осуществляет перечисление субвенций федерального бюджета на счета транспортных организаций (п. 9, 10 Порядка).
В соответствии с указанным порядком МУЭТ г. Уфы организовало учет перевезенных льготных категорий пассажиров по ЕСПБ путем продажи кондукторами троллейбусных и трамвайных депо нулевых билетов при предъявлении гражданами - получателями услуг документа, подтверждающего право на получение социальной поддержки и ЕСПБ. На основании заполненного кондуктором в конце смены билетно-учетного листа, в котором отражалось количество выданных абонементных талонов (т. 3, л.д. 28-98), филиалы предприятия представляли МУЭТ г. Уфы ежедекадные сведения о перевозке льготных категорий пассажиров (т. 3, л.д. 99-110), истец, в свою очередь, составлял и представлял в Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан ежемесячные отчеты о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки.
Достоверность ежемесячных отчетов подтверждена Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан путем включения в реестры распределения выручки от реализации ЕСПБ информации о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и суммы выпадающих доходов от перевозки по ЕСПБ.
Согласно расчету истца, подтвержденному вышеназванными документами и не опровергнутому ответчиками, сумма услуг, оказанных льготным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, составила за период с 2008 г. по 31.07.2011 - 58 894 450 руб. (т. 1, л.д. 60-61). Из представленных в дело платежных поручений следует, что расходы транспортной организации за указанный период возмещены в размере 15 041 210 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общая сумма выпадающих доходов истца по льготам, которые должны быть дополнительно профинансированы из федерального бюджета, составляет 43 853 240 руб. Представленный заявителем расчет убытков судом проверен и обоснованно признан произведенным верно.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование (п. 19 постановления).
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, учитываются положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
В данном случае, государством на субъект Российской Федерации была возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает возмещение разницы за счет средств Российской Федерации, это обусловлено тем, что меры социальной поддержки, установленные федеральными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно расценил расходы, понесенные МУЭТ г. Уфы в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, убытками истца, и правомерно взыскал с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации заявленную в иске сумму.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что МУЭТ г. Уфы, являясь коммерческой организацией, вправе было отказаться от заключения соглашений об организации перевозок отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, основан на неверном толковании закона, подлежит отклонению.
Как было установлено судом, данные соглашения заключались предприятием и субъектом Российской Федерации в лице его уполномоченного органа в целях исполнения положений федерального законодательства в области поддержки отдельных категорий граждан, предписывающих обеспечить данным гражданам равную доступность услуг общественного транспорта.
В соответствии с положениями ст. 426 и 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими публичный характер договора перевозки, МУЭТ г. Уфы не вправе было отказать в перевозке гражданина, имеющего право на льготы, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги.
Таким образом, независимо от того, подписано ли соглашение, определяющее порядок организации перевозок и возмещения понесенных в связи с этим расходов, истец в силу закона имеет право на полное возмещение своих убытков, понесенных в связи с предоставлением бесплатного проезда льготным категориям граждан.
Довод Министерства финансов Российской Федерации относительно того, что обязательства по компенсации расходов, понесенных транспортными предприятиями в связи с предоставлением льготного проезда, исполнены в 2008-2009 г. в полном объеме, а 2010-2011 г. федеральный бюджет не предусматривал суммы межбюджетных трансфертов на эти цели, является несостоятельным.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
То обстоятельство, что денежные средства, были перечислены из федерального бюджета в качестве субвенций в полном объеме, не освобождает Российскую Федерацию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей по возмещению истцу расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Следует также отметить, что решение вопросов возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы отдельным категориям граждан по вышеназванным законам, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, арбитражный суд первой инстанции правомерно взыскал убытки с Российской Федерации.
Доводы подателя апелляционной жалобы о недоказанности совокупности условий, необходимой для наступления деликтной ответственности в связи с необоснованностью размера убытков, отсутствием противоправности действий ответчика, равно как и причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками, подлежат отклонению.
По правилам ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Наличие и размер убытков истца в достаточной степени подтверждены материалами дела, в том числе билетно-учетными листами, отчетами о количестве перевезенных пассажиров, реестрами распределения выручки. Достоверность данных доказательств ответчиком не оспорена, иного расчета размера убытков не представлено, в связи с чем суд первой инстанции, руководствуясь правилами ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиции их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в совокупности, вынес правильное и обоснованное решение.
Доводы Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии в федеральных законах такой меры социальной защиты как предоставление льгот по оплате проезда отклоняются судом апелляционной инстанции с учетом п. 1 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О, в котором разъяснено, что положение п. 11 ст. 44 Закона N 122-ФЗ о признании утратившим силу пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить ранее имевшим право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования ветеранам боевых действий, как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, поддержку для реализации ими в рамках новой системы социальной защиты возможности беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установлению с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.
В силу изложенного судом не принимается и ссылка первого ответчика на то, что финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Доводы подателя апелляционной жалобы о невозможности рассмотрения в рамках одного дела требований заявителя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в частности - положений ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"), в связи с чем, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2012 по делу N А07-23764/2011 в части взыскания убытков в размере 43 853 240 руб. и государственной пошлины в размере 200 000 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-23764/2011
Истец: МУП Управление электротранспорта городского округа г. Уфы
Ответчик: Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по РБ, Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан
Третье лицо: Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Министерство финансов РБ, Министерство финансов Республики Башкортостан