Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2006 г. N ВАС-С-05/УЗ-1739
В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона N 327138-4 "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий расширение полномочий прокурора в арбитражном процессе. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Предлагаемые изменения касаются расширения полномочий прокурора за счет наделения его правом обращения в арбитражный суд с исковыми заявлениями, заявлениями в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также правом вступления в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса для защиты государственных и общественных (публичных) интересов.
В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что он подготовлен в целях повышения эффективности деятельности органов прокуратуры, направленной в том числе и на взыскание денежных средств в бюджет. Вместе с тем данные функции должны осуществляться государственными органами и органами местного самоуправления, непосредственно отвечающими за использование бюджетных средств.
Наделение прокурора полномочиями, предложенными в законопроекте, может спровоцировать безответственность органов публичной власти, их устранение от выполнения своих обязанностей, а также привести к вмешательству органов прокуратуры в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и созданию условий для дублирования их полномочий, на устранение чего направлена реформа структуры органов исполнительной власти.
В статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приведен узкий круг дел, по которым прокурор может обратиться с иском в арбитражный суд. Это объясняется необходимостью усилить принципы диспозитивности и равенства сторон в арбитражном процессе, когда важно обеспечить разумный баланс частных и публичных интересов в гражданском обороте.
Расширение полномочий прокурора, как это предусмотрено в законопроекте, приведет к усилению позиций одной из сторон в споре, в интересах которой выступает прокурор. Это нарушит принцип состязательности и не будет соответствовать подходам Европейского Суда по правам человека (постановление от 28 октября 1999 года по делу Брумареску против Румынии).
Между тем, когда речь идет об охраняемых законом интересах государства и общества, закон предоставляет прокурору право обратиться в суд за их защитой. Так, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или законом субъекта Российской Федерации (статья 28.4 КоАП РФ).
Кроме того, согласно статье 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Действующая редакция статьи 52 АПК РФ дает прокурору право инициировать арбитражный процесс или вступить в него на любой стадии по делам, обозначенным в части 1 указанной статьи. В частности, прокурор может обратиться с заявлением об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Тем самым реализация прокурором указанных полномочий направлена на защиту частных лиц от неправомерных действий органов публичной власти. Принятие же предложений, содержащихся в законопроекте, лишит прокурора этих полномочий и он будет выступать только в интересах публичных образований. Вряд ли это отвечает задачам прокуратуры.
Предлагаемое законопроектом расширение полномочий прокурора не согласуется с концепцией совершенствования процессуального законодательства, положенной в основу АПК РФ 2002 года, направленной на обеспечение стабильного имущественного оборота в обществе путем ограничения дискреционных полномочий должностных лиц, а также предотвращающей дублирование полномочиями прокуратуры полномочий других государственных органов, что имело место ранее.
С учетом изложенного принятие данного законопроекта представляется нецелесообразным.
|
В.Л. Слесарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2006 г. N ВАС-С-05/УЗ-1739 "О проекте федерального закона N 327138-4 "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации""
Текст постановления официально опубликован не был