Правительство Российской Федерации рассмотрело проект федерального закона.
В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации положением, устанавливающим, что право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предоставляется федеральным государственным унитарным предприятиям, осуществляющим разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других материалов в закрытых административно-территориальных образованиях.
Пунктом 1 статьи 20 действующей редакции Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень организаций, которым земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Ограничение круга указанных организаций основано на принципе платности использования земель, в соответствии с которым бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено только в отношении органов государственной власти, а также учреждений и предприятий, обеспечивающих выполнение государственных функций. Другие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации* обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2006 г.
Вместе с тем положения пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Многие федеральные государственные унитарные предприятия расположены на земельных участках, изъятых из оборота, что не позволяет им переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, существуют противоречия в действующем законодательстве, регулирующем предоставление и переоформление организациям прав на земельные участки, изъятые из оборота. Однако представленный законопроект полностью не устраняет этих противоречий.
В этой связи представляется нецелесообразным вносить изменения в пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, расширяя таким образом перечень организаций, которым земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом данная проблема может быть решена путем внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части отнесения земельных участков, изъятых из оборота, предоставленных юридическим лицам, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, к ограниченным в обороте. Таковыми являются, например, не являющиеся унитарными предприятиями организации, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
Также законопроектом предлагается внести изменения в абзац 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации об изъятии из оборота земельных участков, предоставленных предприятиям и (или) объектам, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
Однако предлагаемая редакция статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации по своей сути дублирует подпункт 7 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, который законопроектом предлагается признать утратившим силу. В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие также является объектом прав, и предлагаемая формулировка не меняет перечень земельных участков, изымаемых из оборота. Кроме того, в соответствии с подпунктом 7 пункта 4 и подпунктом 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте. При этом земельные участки, изъятые из оборота, не могут быть предоставлены в частную собственность, а земельные участки, ограниченные в обороте, могут предоставляться в частную собственность, если это предусмотрено федеральным законом.
Законопроект предусматривает признание утратившим силу абзаца 1 пункта 4 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что земельные участки, предоставляемые для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях, могут предоставляться либо в постоянное (бессрочное) пользование (в случаях, предусмотренных статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации), либо в аренду (в иных случаях). Следует отметить, что наличие указанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации связано со спецификой использования предоставляемых земельных участков и их оборотоспособностью. При этом обоснование признания утратившим силу абзаца 1 пункта 4 статьи 93 Земельного кодекса Российский Федерации отсутствует.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. N 3802п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20, 27 и 93 Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.А. Козерадским, М.И. Гришанковым, К.И. Косачевым и В.С. Опекуновым"
Текст письма официально опубликован не был