Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта федерального закона "Об опеке и попечительстве" является упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, а также патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами. Предметом правового регулирования проекта являются отношения с участием как несовершеннолетних, так и совершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в ее установлении.
Наименование проекта федерального закона связано с его предметом. Опека и попечительство являются правоотношениями, которые сами по себе относятся к предмету гражданского законодательства. В этой связи законопроект призван урегулировать как отношения по осуществлению опеки (попечительства), так и отношения по ее установлению и прекращению в пределах компетенции федеральной законодательной власти.
Законопроект содержит задачи и принципы государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства, определяет полномочия органов опеки и попечительства, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.
С учетом современных потребностей в сфере отношений опеки (попечительства), а также положительного зарубежного (Франции, Германии, Канады и ряда других стран) и отечественного законодательного опыта в законопроекте предложены новые положения, направленные на удовлетворение интересов граждан, нуждающихся в опеке (попечительстве).
Так, проектом предусматривается введение упрощенного порядка назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).
В отличие от действующих норм, допускающих выплату опекунам (попечителям) вознаграждения только в одном случае (приемная семья), в законопроекте допускается заключение договоров об осуществлении опеки (попечительства) при необходимости в любых случаях. Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения. Эта новелла будет способствовать, в частности, сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Проектом федерального закона впервые детально урегулированы важные вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных. Определен порядок и сроки предоставления отчета опекуна (попечителя) о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного.
В законопроекте также впервые предусматривается введение ответственности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав, и законных интересов подопечных граждан.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения, полномочий" полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству с 1 января 2008 года признаны государственными полномочиями субъектов Российской Федерация.
Одновременное введение в действие соответствующих положений Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Федерального закона "Об опеке и попечительстве", а также Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволит построить систему законодательства об опеке и попечительстве и на ее основе провести реформирование деятельности органов опеки и попечительства в стране с наибольшей эффективностью.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Принятие федерального закона "Об опеке и попечительстве" потребует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Реализация федерального закона "Об опеке и попечительстве" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.