Письмо Правительства РФ от 12 октября 2007 г. N 4226п-П44
"Заключение на проект федерального закона "Об опеке и попечительстве", вносимый депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым и другими"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект направлен на формирование единой системы законодательства, регулирующего правоотношения в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами.
Предлагается включить в понятийный аппарат законопроекта (статья 2) определения используемых в нем понятий - "патронаж" и "помощник подопечного".
В пункте 5 статьи 10 законопроекта предлагается предусмотреть основания для назначения подопечному нескольких опекунов (попечителей), а также условия обязательного распределения между ними прав и обязанностей.
Пункт 2 статьи 11 законопроекта противоречит статье 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность назначения гражданину опекуна (попечителя) как по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), так и по месту жительства опекуна (попечителя). Представляется, что действующая норма Гражданского кодекса Российской Федерации в большей степени соответствует интересам подопечных и опекунов (попечителей).
В законопроекте не определены случаи, в которых органу опеки и попечительства предоставляется право устанавливать выплату вознаграждения опекуну (попечителю) за счет доходов от имущества подопечного, бюджетных средств, средств третьих лиц (пункт 2 статьи 17).
Предусмотренное пунктом 7 статьи 20 законопроекта условие об определении органами опеки и попечительства ценных бумаг, которые опекун может приобретать от имени подопечного, представляется не вполне оправданным, поскольку указанный орган не обладает необходимой компетенцией и не имеет в своем составе сотрудников соответствующей квалификации.
Используемая в законопроекте формулировка "не полностью дееспособный гражданин" в части отнесения к этой категории несовершеннолетних граждан противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим приобретение дееспособности в полном объеме до достижения возраста восемнадцати лет (эмансипация, вступление в брак).
Следует отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон) вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству с 1 января 2008 г. отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за исключением субвенций из федерального бюджета (дополнение пунктом 24.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Вместе с тем статьями 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Положениями пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона устанавливается, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Частью 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона также определено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим в пункте 1 статьи 6 законопроекта необходимо предусмотреть, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, требует уточнения ряд положений законопроекта, касающихся передачи граждан под опеку (попечительство).
В статье 10 законопроекта представляется необходимым определить конкретный перечень документов, предоставляемых гражданином при подаче заявления о назначении его опекуном (попечителем), урегулировав данный вопрос путем принятия соответствующего акта Правительства Российской Федерации,
Принимая во внимание, что законодательство Российской Федерации предусматривает приоритет семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и не содержит иных оснований для прекращения работы по устройству ребенка в семью, кроме передачи этого ребенка на воспитание в семью, возвращения его родителям, достижения ребенком совершеннолетия или приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также смерти ребенка, представляется необходимым из пункта 1 статьи 11 законопроекта исключить понятие "на постоянной основе" применительно к помещению детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения. Одновременно следует конкретизировать цели и условия временного помещения подопечных в указанные учреждения.
Применение норм статьи 12 законопроекта, разрешающих помещать несовершеннолетнего под опеку (попечительство) гражданина на срок от 1 до 2 месяцев без предварительной проверки сведений о личности опекуна, предоставления минимума необходимых сведений о нем и об условиях его жизни, может привести к тому, что подопечный окажется в опасной для его жизни и здоровья ситуации.
В целях защиты прав и законных интересов лиц, передаваемых под опеку (попечительство), необходимо предусмотреть в указанной статье случаи, когда допускается временное назначение опекуна (попечителя), а также требования, предъявляемые к временно назначенному опекуну (попечителю), и его полномочия. В частности, следует предусмотреть в статье 12 законопроекта возможность временного назначения опекунами (попечителями) нуждающихся в этом лиц только граждан, способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), сведения о которых, проверенные в установленном порядке, уже имеются в органе опеки и попечительства, и дополнить указанную статью положением о ведении органом опеки и попечительства учета таких граждан.
Нуждаются в уточнении положения законопроекта об установлении требования об обязательном вынесении акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) и заключении органом опеки и попечительства договора об осуществлении опеки (попечительства). В частности, не ясно, в какие сроки после издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна (попечителя) должен быть заключен договор о создании приемной семьи (пункт 1 статьи 14), а также с какого момента возникает право приемных родителей на оплату труда - с момента издания акта об их назначении опекунами (попечителями) или с момента заключения договора о приемной семье, что может повлечь нарушение прав приемных родителей.
В целях организации эффективной работы по защите прав и законных интересов лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, еще не лишившихся родительского попечения, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, представляется необходимым:
предусмотреть обязанность осуществления органом опеки и попечительства деятельности по защите прав и интересов не только детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей еще не лишившихся родительского попечения, находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию и установить порядок признания ребенка нуждающимся в помощи государства (государственной защите), урегулировав его актом Правительства Российской Федерации;
уточнить порядок осуществления надзора за деятельностью опекунов (попечителей) и контроля за условиями жизни подопечных, установив в качестве обязательного условия требование о разработке и реализации органом опеки и попечительства плана мероприятий по защите прав и законных интересов подопечных. Порядок осуществления указанного надзора и контроля представляется целесообразным урегулировать актом Правительства Российской Федерации.
Реализация мероприятий, связанных с выплатой вознаграждения опекунам (попечителям) за исполнение их обязанностей и обеспечением государственной поддержки физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулированием такой деятельности (статьи 4 и 17 законопроекта), повлечет выделение дополнительных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. В связи с этим предлагается в соответствии с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотреть в законопроекте нормы, определяющие источники и порядок финансирования дополнительных расходов на его реализацию.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
Первый заместитель Председателя |
Д. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 12 октября 2007 г. N 4226п-П44 "Заключение на проект федерального закона "Об опеке и попечительстве", вносимый депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым и другими"
Текст письма официально опубликован не был