Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
Законопроектом предлагается внести дополнение в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", предусматривающее, что организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении расчетов по данным видам деятельности освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими документов, подтверждающих оплату приобретенных товаров (работ, услуг).
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена следующим.
Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", устанавливая обязательное использование контрольно-кассовой техники, оснащенной фискальной памятью, при осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт направлен, в том числе, на обеспечение фискальных интересов государства и налоговой дисциплины. Иными словами, одной из главных целей введения законодателем обязательного применения кассовых аппаратов всеми субъектами предпринимательской деятельности является установление размеров выручки налогоплательщика в целях налогообложения. Однако в случае, когда налогоплательщик переведен на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ, то доход, с которого уплачивается этот налог, налогоплательщику вменяется. При этом фактический объем выручки, полученной организацией или индивидуальным предпринимателем, при налогообложении уже не учитывается. Таким образом, применение контрольно-кассовой техники в данном случае не оказывает какого-либо влияния на собираемость налогов. В этой связи, с практической точки зрения, утрачивается смысл сохранения в законодательстве обязанности для плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов по указанным видам деятельности.
Кроме того, как показала практика, наибольшие трудности при применении контрольно-кассовой техники испытывают именно организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход. Это, в первую очередь, налогоплательщики, использующие объекты нестационарной торговой сети, осуществляющие оказание автотранспортных услуг и некоторые другие виды деятельности, при которых применение контрольно-кассовых машин весьма затруднительно. Помимо того, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, несут затраты на покупку и обслуживание контрольно-кассовой техники, им вменена в обязанность регистрация используемых машин в налоговых органах и осуществление их технического обслуживания только в специализированных центрах.
В связи с изложенным, для многих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, необходимость применения контрольно-кассовой техники создает дополнительные барьеры при организации собственного дела и осуществлении предпринимательской деятельности.
Освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применения контрольно-кассовой техники и выдачи кассового чека не повлечет негативных последствий не только в сфере налогообложения, но и в сфере защиты прав потребителей, так как в соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. В этой связи освобождение организации или индивидуального предпринимателя от обязанности применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям кассовые чеки не устраняет для них обязанность выдавать покупателям товарные чеки или иные документы, подтверждающие оплату товара (работ, услуг).
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" необходимо внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 г. N 171 "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 14, ст. 1251).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не потребует материальных затрат.
Председатель |
А. Зеликов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.