г. Москва |
|
23 июля 2012 г. |
Дело N А41-16207/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Смирнова И.В., доверенность от 29.12.2011 N 208-11-395д,
от заинтересованного лица: Дорофеев М.А., доверенность от 10.05.2012 N 42.11-10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Филимоновский детский дом-интернат" (ОГРН:1025000658011) на решение Арбитражного суда Московской области от 10.05.2012 по делу N А41-16207/12 по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области к государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Московской области "Филимоновский детский дом-интернат" о взыскании штрафных санкций в сумме 210 722 руб. 80 коп. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за второе полугодие 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области (далее - заявитель, учреждение, ГУ УПФ РФ N8 по г. Москве и МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании с государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - заинтересованное лицо, ГБСУ СОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ) штрафных санкций в сумме 210 722 руб. 80 коп. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за второе полугодие 2010 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.05.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ГБСУ СОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт изменить в части размера штрафа по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Представитель ГБСУ ОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил снизить размер штрафа, в связи с тем, что существенным фактом несвоевременного представления ответчиком в орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования явилось то, что ЗАО "КАЛУГА АСТРАЛ", с которым у заинтересованного лица был заключен договор на передачу бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием СКЗИ, нарушило свои обязательства. После безрезультатных попыток руководства ГБСУ СО МО "Филимонковский детский дом-интернат" повлиять на ЗАО "КАЛУГА АСТРАЛ" и ускорить передачу в орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, было принято решение расторгнуть договор с ЗАО "КАЛУГА АСТРАЛ" по взаимному согласию сторон. Для передачи вышеуказанных сведений был заключен новый договор с ЗАО "СБК Контур". Установка нового программного обеспечения заняла значительное время, в связи с этим указанные выше сведения были представлены в орган Пенсионного фонда с задержкой. В то же время ЗАО "КАЛУГА АСТРАЛ" утверждает, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования были отправлены в орган Пенсионного фонда вовремя, о чем сообщают в информационном письме N 517 от 06 июня 2012.
Представитель фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на то, что при принятии решения о привлечении к ответственности, смягчающих обстоятельств не установлено.
Законность и обоснованность принятого решения, проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГБСУ СО МО "Филимоновский детский дом-интернат", ИНН 5003014770, состоит на учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области в качестве налогоплательщика, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
ГБСУСОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" состоит на учете в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы, в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области.
ГУ - УПФ РФ N 8 по городу Москве и Московской области был установлен факт нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ГБСУ СОМО "Филимоновский детский дом-интернат" по вопросу своевременности представления в орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за второе полугодие 2010 года.
ГБСУ СОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанные выше сведения были представлены в орган Пенсионного фонда 01 июля 2011 года, при сроке сдачи не позднее 15.02.2011.
Данное правонарушение было зафиксировано актом N 337 от 01.07.2011.
Общая сумма начисленных страховых взносов за рассматриваемые периоды составила 2 107 228 руб. (1 908 235 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 198 993 руб. на накопительную часть трудовой пенсии), что подтверждается описью сведений, передаваемых страхователем в ПФР.
17 августа 2011 года ответчику было выставлено требование N 179 об уплате штрафных санкций в добровольном порядке в срок до 05.09.2011.
Акт, решение и требование были направлены ГБСУ СОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" простой корреспонденцией, что подтверждается материалами дела.
Оплата в добровольном порядке в установленный в требовании срок ГБСУСОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не произведена.
Удовлетворяя требования управления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ГБСУ СОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вмененного нарушения
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ГБСУСОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социальногострахования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 названного Закона органы контроля наделены полномочиями взыскания недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 9. ст. 15 Закона N 212-ФЗ установлен срок представления расчета по страховым взносам, в соответствии с которым плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 46 названного Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых
взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах; Закон) взыскание указанной суммы осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
При рассмотрении материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов должен выявить, в том числе смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства (пункт 6 часть 4 статья 39 Закона о страховых взносах). Суд или орган контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающий дело, может признать смягчающими другие обстоятельства, прямо не указанные в Законе (пункт 1 часть 4 статья 44 Закона о страховых взносах). Однако статья 44 Закона о страховых взносах не содержит правил определения размера штрафных санкций при наличии смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.
К указанным правоотношениям применимы, в частности, по аналогии положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" (далее - НК РФ), определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза.
Такая позиция была сформулирована в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания, тяжести совершенного правонарушения, отсутствия ущерба, связанного с неправомерными действиями заинтересованным лицом, принимая во внимание признание его вины в совершенном правонарушении, незначительность допущенной просрочки в представлении сведений, начисление санкции в полном объеме может причинить значительный ущерб предприятию, суд апелляционной инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, расценил данные обстоятельства, в соответствии со статьей 44 Закон о страховых взносах как смягчающие, и считает необходимым уменьшить размер штрафных санкций до 2000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 10 названного Закона о страховых взносах отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.
Заинтересованным лицом указанные выше сведения были представлены в орган Пенсионного фонда 01.07.2011, при сроке сдачи не позднее 15.02.2011.
ГБСУ СОМО "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" факт нарушения срока представления расчета не оспаривается, вместе с тем указывает на то, обстоятельство, что органом Пенсионного фонда в нарушение ст. 44 Закона N 212-ФЗ, не учтены смягчающие обстоятельства в целях снижения размера штрафа.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что органом Пенсионного фонда не учтены смягчающие обстоятельства в целях снижения размера штрафа, поскольку п. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ прямо предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В соответствии с названной нормой права, судом апелляционной инстанции исследованы обстоятельства, смягчающие ответственность и приходит к выводу о возможности снизить штраф до 2000 руб., поскольку нарушение допущено впервые, у организации отсутствует задолженность, срок представления расчета нарушен в связи с техническими сбоями, и отсутствуют доказательства наличия вредных последствий.
Как следует из представленных учреждением с нарушением срока документов - они изготовлены 14.02.2011, а представлены в пенсионный фонд позже по причине неисполнения обязательства ЗАО "Калуга Астрал".
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера взысканного штрафа с уменьшением суммы штрафа до 2000 руб.
Освобождение заинтересованного лица от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов по правилам п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Взыскание госпошлины с ответчика в пользу заявителя, освобожденного от её уплаты, противоречит положениям статьи 110 АПК РФ. Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме 500 руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-16207/12 от 10 мая 2012 изменить в части суммы взысканного штрафа, уменьшив сумму штрафа до 2000 руб., а также в части взыскания судебных расходов по оплате госпошлины в пользу заявителя.
Взыскать с государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за второе полугодие 2010 г.. в сумме 2000 руб.
Взыскать с государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Филимоновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16207/2012
Истец: ГУ - Главное управление ПФР N8 по г. Москве и Московской области, ГУ ГУ
Ответчик: ГБСУ СО МО "Филимоновский детский дом-интернат", ООО ГБСУСО МО ФДДИ для умственно отсталых детей