г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2012 г. |
Дело N А56-64949/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Новожиловой Е.В., дов. от 02.05.2012 N 16
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10692/2012) ООО "БГЖУО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.02.2012 по делу N А56-64949/2011 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "БГЖУО"
к 1) Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Бокситогорском районе,
2) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бокситогорская городская жилищная управляющая организация": 187650, Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Воронина, д. 4, ОГРН 1074715001921 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Бокситогорском районе: 187650, Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Комсомольская, д. 28 (далее - ТО Роспотребнадзора в Бокситогорском районе) от 08.11.2011 N 47-01-204-11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также недействительным предписания от 08.11.2011 N 173.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области: 192029, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 27, ОГРН 1057810017033 (далее - Управление).
Решением от 29.02.2012 суд прекратил производство по делу в части оспаривания предписания ТО Роспотребнадзора в Бокситогорском районе от 08.11.2011 N 173, в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 февраля 2012 года по делу N А56-64949/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Кроме того представитель пояснил, что решение суда обжалуется только в части отказа судом первой инстанции в удовлетворении заявления общества.
До начала судебного заседания управление и ТО Роспотребнадзора в Бокситогорском районе направило в суд телеграмму о рассмотрении апелляционной жалобы общества в отсутствие своих представителей. Из отзыва следует, что управление обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
С учетом отсутствия возражений со стороны общества апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей управления и ТО Роспотребнадзора в Бокситогорском районе надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 30.09.2011 в адрес ТО Роспотребнадзора в Бокситогорском районе поступила жалоба от гражданки Чухаревой Л.А., проживающей по адресу: г. Бокситогорск, ул. Красных следопытов, д. 1, кв. 30, о повышенной влажности в жилом помещении.
На основании жалобы гражданки Чухаревой Л.А. ТО Роспотребнадзора в Бокситогорском районе определением от 12.10.2011 возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 6.4 КоАП РФ и провело проверку соблюдения обществом действующих санитарных норм и правил при осуществлении деятельности по обслуживанию жилого дома по адресу: Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Красных Следопытов, д. 1.
В ходе осмотра квартиры N 30 по указанному адресу выявлен факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и зданий, а именно: в жилом помещении (квартиры N 30) стены от пола до потолка покрыты плесенью (частично). Кроме того, произведены инструментальные замеры параметров микроклимата в жилом помещении при закрытых окнах и установлено, что в комнате N 1 осматриваемой квартиры: температура - 22,2°C, влажность 62%; в комнате N 2: температура - 22,3°C, влажность 63%.
Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 19.10.2011 N 20, протоколе измерений микроклимата от 19.10.2011 N 330.
Выявленные нарушения (несоответствие параметров микроклимата по показателю относительной влажности в жилом помещении) послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 01.11.2011 N 185, действия которого квалифицированы ТО Роспотребнадзора в Бокситогорском районе по статье 6.4 КоАП РФ.
Постановлением от 08.11.2011 N 47-01-204-11 общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили нарушения обществом требований СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Также в адрес общества вынесено предписание от 08.11.2011 N 173 об устранении причин административного правонарушения, путем принятии мер направленных на доведение параметров микроклимата, а именно влажности, до соответствия требований Приложения 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Не согласившись с вынесенным постановлением и предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В ходе судебного разбирательства общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказалось от требования в части признания предписания от 08.11.2011 N 173 недействительным, в связи с чем суд прекратил производство по делу в указанной части.
Установив наличие состава и вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, а также отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявления о признании постановления от 08.11.2011 N 47-01-204-11 незаконным.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что подлежит выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
По статье 6.4 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, в том числе для юридических лиц в виде штрафа в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности.
Объектом данного правонарушения являются здоровье населения, а также установленный порядок выполнения требований, предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, нарушения которых создают угрозу здоровью людей. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия (бездействие), нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к эксплуатации, в частности, жилых помещений.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами исходя из положений статьи 1 Закона N 52-ФЗ понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Во исполнение Закона N 52-ФЗ, а также Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 года N 554, разработаны "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (СанПиН 2.1.2.2645-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией жилых зданий.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 52-ФЗ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (пункт 3 статьи 23 Закона N 52-ФЗ).
Пунктом 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
В соответствии с пунктом 4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений.
Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в Приложении N 2 к настоящим санитарным правилам. Согласно приложению 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 допустимая относительная влажность в теплый период года в жилой комнате составляет 65%, в холодный период - 60%.
Из оспариваемого постановления следует, что общество привлечено к административной ответственности за несоответствие параметров микроклимата по показателю относительной влажности в жилом помещении требованиям Приложения N 2 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Событие административного правонарушения установлено в результате контроля проб параметров микроклимата и протокола измерений микроклимата от 19.10.2011 N 330, сделанного на основании этих проб, из которого следует, что параметры микроклимата (оптимальная влажность) в жилых комнатах N 1 и N 2 квартиры N 30, расположенной по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Бокситогорск, ул. Красный следопытов, д. 1, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.
Вместе с тем пунктом 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Юридическое лицо может быть субъектом ответственности по статье 6.4 КоАП РФ, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Из содержания статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом.
Вина является основным признаком субъективной стороны административного правонарушения.
Таким образом, исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности и является обязательным.
Между тем, как следует из оспариваемого постановления вопрос о вине привлекаемого к административной ответственности лица, административным органом не исследовался.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что проверка проводилась по жалобе жильца многоквартирного дома на повышенную влажность в жилом помещении, и данный факт подтвержден в ходе проведения проверки.
Вместе с тем, в материалах административного дела зафиксировано лишь то, что относительная влажность в жилом помещении не соответствует нормативному уровню. При этом вопрос о причинах установления такой влажности в проверенных жилых помещения административным органом не исследовался, не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) заявителя и наступившими последствиями.
ТО Роспотребнадзора в Бокситогорском районе не доказана вина заявителя в допущенном нарушении. Ни постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ни оспариваемое постановление, ни иные материалы проверки не содержат данных о том, какие именно обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества, какие причины послужили следствием повышенной влажности в квартире гражданки Чухаревой Л.А., а также какие объективно возможные меры не были приняты обществом для соблюдения санитарных правил.
В рассматриваемом случае административный орган не дал должной оценки доводам общества о том, что спорное помещение передано гражданке Чухаревой Л.А. по договору найма, по которому наймодателем является Администрация Бокситогорского городского поселения. Кроме того, материалами дела подтверждается (актом обследования квартиры N 1 по адресу: г. Бокситогорск, ул. Красных следопытов, д. 30 от 26.08.2011 N 27, л.д. 16) и не оспаривается административным органом, что причинами повышенной влажности в квартире, является ненадлежащая эксплуатация внутриквартирного оборудования. В частности из данного акта следует, что вследствие неисправности соединений на трубах ГВХ и ХВС в ванной комнате происходит протечка под пол и далее в подвальное помещение, а также отсутствует вентиляция в помещении туалета (стены зашиты пластиковыми панелями). Доказательств обращения самой Чухаревой Л.А. в управляющую компанию или к собственнику нежилого помещения с требованием произвести соответствующий ремонт, материалы дела не содержат. Напротив именно по инициативе собственника - Администрации Бокситогорского городского поселения после соответствующий обследований квартиры Чухаревой Л.А., квартира N 1 по ул. Красных следопытов, д. 1, была включена в программу, утвержденную постановлением от 16.11.2011 N 350, на выборочный капитальный ремонт по замене сантехнического оборудования с прокладкой поквартирной разводки трубопроводов (л.д. 130-137).
С учетом изложенных обстоятельств, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о доказанности административным органом вины общества. Поскольку без представления надлежащих доказательств нельзя считать доказанной вину общества в совершении правонарушения, а соответственно, не доказан состав административного правонарушения.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая указанную норму, а также представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не доказал вину заявителя, и как следствие не доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление являются незаконным и подлежит отмене.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа обществу в удовлетворении заявления о признании постановления от 08.11.2011 N 47-01-204-11 незаконным, с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 февраля 2012 года по делу N А56-64949/2011 отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственности "Бокситогорская городская жилищная управляющая организация" (187650, Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Воронина, д. 4, ОГРН 1074715001921).
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (187650, Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Комсомольская, д. 28) от 08.11.2011 N 47-01-204-11, вынесенного в г. Бокситогорске в отношении общества с ограниченной ответственности "Бокситогорская городская жилищная управляющая организация" (187650, Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Воронина, д. 4, ОГРН 1074715001921) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 февраля 2012 года по делу N А56-64949/2011 оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64949/2011
Истец: ООО "БГЖУО"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и блаополучия человека по Ленинградской области в Бокситогорском районе, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области