г. Челябинск |
N 18АП-6679/2012 |
30 июля 2012 г. |
Дело N А47-12679/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 г..
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2012 г..
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" и открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 мая 2012 года по делу N А47-12679/2011 (судья Цыпкина Е.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" - Коломиец О.С. (паспорт, доверенность N Д112-78 от 29.02.2012);
Департамента по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области - Линникова В.В. (паспорт, доверенность N 260/37 от 20.12.2011);
открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" - Бочкарев С.С. (паспорт, доверенность от 24.04.2012), Середнюк Д.А. (паспорт, доверенность от 24.04.2012);
открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" - Колесников С.П. (паспорт, доверенность от 02.03.2012), Фареник П.С. (паспорт, доверенность от 08.04.2011).
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" (далее - заявитель, общество, ОАО "МРСК Волги") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным приказа от 27.09.2011 N 71-э/э Департамента по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, департамент).
Определением суда от 12.01.2012 (т. 1, л.д. 124-125) по ходатайству заявителя (т. 1, л.д. 100-101) по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - ОАО "Оренбургская ТГК", генерирующая компания).
Определением суда от 06.03.2012 (т. 2, л.д. 118-119) по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Гайский горно-обогатительный комбинат" (далее - ОАО "Гайский ГОК", комбинат).
Решением суда от 18 мая 2012 года (резолютивная часть объявлена 17 мая 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество и комбинат, не согласившись с решением суда, обжаловали его в апелляционном порядке - в своих жалобах просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе ОАО "МРСК Волги" указало, что судом неверно истолкованы и применены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и Правила технологического присоединения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), указав в решении, что ОАО "Оренбургская ТГК" не является в полном смысле сетевой организацией. Со ссылкой на Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правила N 861, полагает, что генерирующая компания в данном случае является сетевой организацией.
Суд не исследовал и не дал оценку несоответствию оспариваемого приказа департамента представленным в дело документам, в том числе техническим условиям - этим приказом в плату за технологическое присоединение включена стоимость по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей, что не соответствует требованиям действующего законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, подпункта б) пункта 25 Правил N 861 и абзаца 1 пункта 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом от 30.11.2010 N 365-э/5 Федеральной службы по тарифам (далее - Методические указания), данные мероприятия должны проводится сетевой организацией за счет собственных средств.
Оспоренный приказ департамента нарушает права и законные интересы общества в соответствующей сфере деятельности - вывод суда об обратном, а также о получении ОАО "МРСК Волги" необоснованной прибыли в случае отмены приказа от 27.09.2011 N 71-э/э департамента, неправомерен.
В апелляционной жалобе ОАО "Гайский ГОК" указало доводы, аналогичные изложенным в жалобе ОАО "МРСК Волги". Полагает необоснованным вывод суда о правомерном включении приказом от 27.09.2011 N 71-э/э департамента в состав платы за технологическое присоединение расходов на разработку сетевой организацией проектной документации в сумме 8 214 279 рублей 71 копейки и на выполнение технических условий по строительству ячейки N 10 ОРУ-110 кВ в сумме 33 041 940 рублей 51 копейки.
Также указало, что суд пришел к неверному выводу о том, что мероприятия по строительству ячейки связаны со строительством нового объекта электросетевого хозяйства.
В дополнении к апелляционной жалобе комбинат просит принять в качестве дополнительных доказательств копии приказа Федеральной службы по тарифам от 04.07.2012 N 455-тп и протоколов согласительных совещаний в Федеральной службе по тарифам от 06.06.2012 N ЕП-105 и от 29.06.2012 N ЕП-109.
Департамент представил письменные отзывы на жалобы их подателей, в которых отверг доводы, изложенные в апелляционных жалобах общества и комбината.
ОАО "Оренбургская ТГК" также представило письменные отзывы на жалобы общества и комбината, по мотивам которых отвергла их доводы.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Волги" в связи с поступлением от ОАО "Гайский ГОК" изменений по заявке на технологическое присоединение от 31.03.2011 N 168/09 направило в адрес ОАО "Оренбургская ТГК" обновленную заявку N МР6/3/277 от 12.05.2011 на технологическое присоединение ВЛ-110 кВ "Орская ТЭЦ-1-ГПП-4" до вновь сооружаемой подстанции ГПП-4 110/6 кВ ОАО "Гайский ГОК" (далее - заявка N МР6/3/277 от 12.05.2011).
На основании заявки N МР6/3/277 от 12.05.2011 ОАО "Оренбургская ТГК" разработаны, согласованы и 01.07.2011 утверждены ОАО "Оренбургская ТГК" индивидуальные технические условия на технологическое присоединение электроустановок новой ПС ГПП-4 110/6 кВ ОАО "Гайский ГОК": два трансформатора по 25 МВА (далее - индивидуальные технические условия).
Для заключения договора оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, письмом от 11.08.2011 N 04-3108 "О направлении документов для платы по индивидуальному проекту" ОАО "Оренбургская ТГК" обратилось в департамент с просьбой установить плату за технологическое присоединение проектируемой заявителем (ОАО "МРСК Волги") ВЛ 110 кВ для энергоснабжения электроустановок вновь сооружаемой ПС 110/6 кВ ГПП-4 ОАО "Гайский ГОК" к энергоустановкам Орской ТЭЦ-1 ОАО "Оренбургская ТГК" по индивидуальному проекту.
Департамент 27.09.2011 издал приказ N 71-э/э "Об утверждении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к энергоустановкам ОАО "Оренбургская ТГК"", которым установил и ввел с 03 октября 2011 года индивидуальную плату за технологическое присоединение к энергоустановкам Орской ТЭЦ-1 ОАО "Оренбургская ТГК" ВЛ 110 кВ для энергоснабжения ПС 110/6 кВ ГПП-4 ОАО "Гайский ГОК", заявитель ОАО "МРСК Волги".
Согласно приложению к названному приказу индивидуальная плата за технологическое присоединение составила - 41 275 101 рублей 92 копейки, в том числе: - за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий (ТУ) и их согласование в сумме 9 956 рублей 60 копеек; - за разработку сетевой организацией проектной документации в сумме 8 214 279 рублей 71 копеек; - за выполнение технических условий по строительству ячейки N 10 ОРУ-110 кВ в сумме 33 041 940 рублей 51 копеек; - за проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ, в том числе участие в осмотре должностным лицом Ростехнадзора присоединяемых устройств в сумме 7 803 рублей 70 копеек; - за фактические действия по технологическому присоединению и обеспечению работы устройств в электрической цепи в сумме 1 121 рублей 40 копеек.
Обоснованность размера названной платы изложена в экспертном заключении департамента по расчету ставки платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ВЛ-110 кВ заявитель ОАО "МРСК Волги" к энергоустановкам Орской ТЭЦ-1 ОАО "Оренбургская ТГК".
В соответствии с утвержденным приказом N 71-э/э департамента размером платы за названное технологическое присоединение генерирующей компанией подготовлен и предложен к подписанию ОАО "МРСК Волги" проект договора об осуществлении технологического присоединения электрических сетей к энергоустановкам, предметом которого является осуществление генерирующей компанией технологического присоединения (при наличии технической возможности) энергопринимающего устройства заявителя с максимальной мощностью 24 МВт для энергоснабжения вновь сооружаемой ПС ГПП-4 110/6 кВ ОАО "Гайский ГОК", расположенной по адресу: Оренбургская область, город Гай, улица Промышленная, дом 1, к энергоустановкам 110 кВ генерирующей компании с питанием от недействующей ячейки N 10 ОРУ 110 кВ Орской ТЭЦ-1. Плата за указанное технологическое присоединения установлена в сумме 41 275 101 рублей 92 копеек. При этом в качестве обоснования размера названной платы указан приказ N 71-э/э департамента.
Впоследствии департаментом также издан приказ от 01.12.2011 N 140-э/э "Об утверждении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к электрическим сетям ОАО "МРСК Волги"" (далее - приказ N 140-э/э департамента), которым установлена и введена в действие с 05 декабря 2011 года индивидуальная плата за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Волги" мощности в размере 24 000 кВт для электроснабжения ПС "ГПП-4", в г. Гай, заявитель ОАО "Гайский ГОК", согласно приложению к названному приказу в общей сумме 236 789 910 рублей 19 копеек, которая, помимо прочего, включает в себя компенсацию затрат вышестоящей сетевой организации в размере 41 275 101 рублей 92 копеек.
Обоснованность размера названной платы изложена в экспертном заключении департамента по расчету ставки платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ПС "ГПП-4", заявитель ОАО "Гайский ГОК", к электрическим сетям ОАО "МРСК Волги".
Не согласившись с приказом N 71-э/э департамента, ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспоренного ненормативного правового акта действующему законодательству, его издания уполномоченным органом в пределах его компетенции, а также не усмотрел нарушения приказом N 71-э/э департамента прав и законных интересов ОАО "МРСК Волги" в соответствующей сфере деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статей 198, 200, 201 Кодекса, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Законом N 35-ФЗ.
Статьей 2 данного закона определено, что законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пунктов 1, 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 861 полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение наделены уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им "Правил технологического присоединения" и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил N 861).
При этом, как следует из пункта 2 Правил N 861, под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя ряд мероприятий.
Согласно пункту 5 Правил N 861, при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Указанное ограничение владельца электростанции по выполнению функций сетевой организации направлено на соблюдение законодательного запрета по совмещению деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, установленного статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Закона N35-ФЗ".
Как следует из материалов дела, ОАО "Оренбургская ТГК" является собственником энергетического производственно-технологического комплекса Орская ТЭЦ-1, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.2009 серии 56 АА N 735841 (т. 2, л.д. 23-30).
Следовательно, суд верно указал, что ОАО "Оренбургская ТГК" как владелец электростанции должно выполнять функции сетевой организации, но только в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 861, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном "Правилами технологического присоединения", с учетом особенностей, установленных разделом III "Правил технологического присоединения".
Пунктами 30.1, 30.3, 30.4 Правил N 861 установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 "Правил технологического присоединения", сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с "Правилами технологического присоединения" подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В случае, если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключение договора.
Исполнение указанных в индивидуальных технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем (по выбору заявителя).
В случае, если мероприятия по технологическому присоединению по индивидуальному проекту, либо их часть осуществляются заявителем, в договоре указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 01 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Поэтому, приведенными положениями действующего законодательства предусмотрены 2 варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: либо путем включения их в состав платы за технологическое присоединение, либо путем их включения в размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При этом расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, а расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры - нет.
Следовательно, для определения правомерности включения в состав платы за технологическое присоединение конкретных расходов, необходимо установить относятся ли они к расходам на строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (включаемые в состав платы за технологическое присоединение), либо они относятся к расходам на усиление уже существующей электрической сети (не включаемые в состав платы за технологическое присоединение).
При этом размер определенной договором платы за технологическое присоединение может быть для заявителя уменьшен в части, определенной этим договором, только в случае, если соответствующую часть мероприятий по технологическому присоединению выполняет сам заявитель, то есть собственными усилиями и за свой счет.
В остальных же случаях, если эти расходы относятся к строительству и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, оплата технологического присоединения возлагается на заявителя в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Проанализировав буквальный текст оспоренного ненормативного правового акта в совокупности с приведенными нормами действующего законодательства, суд первой инстанции правильно установил, что обществом приказ N 71-э/э департамента оспаривается в полном объеме. Однако, приведенные им доводы сводятся к несогласию с тем, что оспариваемым приказом N 71-э/э в состав платы за технологическое присоединение включены расходы на разработку сетевой организацией проектной документации в сумме 8 214 279 рублей 71 копейка и на выполнение технических условий по строительству ячейки N 10 ОРУ-110 кВ в сумме 33 041 940 рублей 51 копейка.
Доводы подателей апелляционных жалоб несостоятельны в связи со следующим.
Суд установил, что мероприятия по строительству ячейки N 10 ОРУ-110 кВ Орской ТЭЦ-1 предусмотрены не разделом А "Усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей" пункта 3 индивидуальных технических условий, а разделом Б "Создание схемы выдачи (приема) мощности и точек присоединения". При этом данные мероприятия предусматривают необходимость разработки проекта по демонтажу старых и монтажу новых фундаментов и опорных металлоконструкций, установке шинных разъединителей I и II СШ с полимерными изоляторами и моторными приводами главных заземляющих ножей (с возможностью дистанционного управления ими), линейного разъединителя с полимерными изоляторами и моторными приводами главных и заземляющих ножей, вакуумного или элегазового выключателя (дистанционное управление - с ГЩУ ОТЭЦ-1) и трансформаторов тока (если они не встроены в выключатель).
При этом суд правомерно принял во внимание пояснения ОАО "Оренбургская ТГК" от 28.01.2011 N 11-293, направленные в адрес департамента (т. 2, л.д. 113), о том, что в 1988 году оборудование ячейки N 10 ОРУ-110 кВ Орской ТЭЦ-1 было демонтировано, основания под выключатель и разъединители пришли в негодность и в настоящее время эта ячейка представляет собой участок земли, на котором возможна установка нового оборудования.
Поэтому суд сделал правильный вывод о том, что мероприятия по строительству ячейки N 10 ОРУ-110 кВ Орской ТЭЦ-1 не могут быть отнесены к мероприятиям по усилению уже существующей электрической сети, поскольку, как таковое электросетевое оборудование в этой ячейке отсутствует, а сами эти мероприятия, фактически направлены на строительство новой ячейки (установку в ней новых объектов электросетевого хозяйства).
Вместе с тем, судом верно отмечено, что приказом N 71-э/э департамента в состав платы за технологическое присоединение включены расходы на разработку сетевой организацией проектной документации и на выполнение технических условий именно по строительству ячейки N 10 ОРУ-110 кВ, а не по проведению каких-либо иных мероприятий для усиления уже существующей электрической сети.
То есть, как обоснованно учел суд, поскольку ОАО "Оренбургская ТГК" не является сетевой организацией по смыслу пункта 2 Правил N 861 и не оказывает услуги по передаче электроэнергии, его затраты на проведение мероприятий по строительству ячейки N 10 ОРУ-110 кВ Орской ТЭЦ-1 не могут быть компенсированы путем включения их в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а подлежат включению в плату за технологическое присоединение.
Также верен вывод суда о том, что поскольку генерирующая компания не оказывает услуги по передаче электроэнергии, то она не имеет самостоятельного экономического интереса для строительства (реконструкции) ячейки N 10 ОРУ-110 кВ Орской ТЭЦ-1, поскольку ее строительство (реконструкция) осуществляется исключительно в рамках реализации индивидуальных технических условий в интересах ОАО "Гайский ГОК". Практически вся мощность, сооружаемой ячейки соответствует мощности, запрашиваемой ОАО "МРСК Волги" в заявке N МР6/3/277 от 12.05.2011 для нужд ОАО "Гайский ГОК".
Таким образом, суд правомерно признал включение приказом N 71-э/э департамента в состав платы за технологическое присоединение расходов на разработку сетевой организацией проектной документации в сумме 8 214 279 рублей 71 копейки и на выполнение технических условий по строительству ячейки N 10 ОРУ-110 кВ в сумме 33 041 940 рублей 51 копейки.
Кроме того, суд правомерно отклонил как не основанные на положениях действующего законодательства, доводы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям раздела Методических указаний, поскольку в силу пункта 2 их действие распространяется на отношения только с сетевыми организациями, которой ОАО "Оренбургская ТГК" в полном смысле, как указано выше, не является.
Таким образом, оспоренный ненормативный правовой акт департамента соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем, не может нарушать права и законные интересы заявителя в соответствующей сфере деятельности, следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "МРСК Волги" в удовлетворении заявленных требований.
Представленные ОАО "Гайский ГОК" с дополнением к апелляционной жалобе копии приказа Федеральной службы по тарифам от 04.07.2012 N 455-тп и протоколов согласительных совещаний в Федеральной службе по тарифам от 06.06.2012 N ЕП-105 и от 29.06.2012 N ЕП-109 не могут быть приняты апелляционным судом в качестве доказательств, влекущих отмену судебного акта, поскольку датированы после принятия судом решения - суду первой инстанции они не представлялись, им не оценивались. Кроме того, законность и обоснованность ненормативного правового акта проверяется судом на момент его издания, то есть без учета позднее принятых, возможно, по этому же вопросу, иных ненормативных правовых актов.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Доводы апелляционной жалобы идентичны доводам, изложенным в заявлении общества, отзыве комбината и были подробно исследованы судом первой инстанции, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, подателями жалоб на момент их рассмотрения не представлено.
Нарушений норм процессуального права в силу частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 мая 2012 года по делу N А47-12679/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" и открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Гайский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1025600682030, ИНН 5604000700) из федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 4446 от 08.06.2012 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12679/2011
Истец: Производственное отделение "Оренбургские городские электрические сети" филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Оренбургэнерго"
Ответчик: Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов
Третье лицо: ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат", ОАО "МРСК Волги", ОАО "Оренбургская ТГК"