город Москва |
|
27 июля 2012 г. |
дело N А40-44223/12-116-93 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Государственное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788; 101000, город Москва, М. Златоустинский переулок, дом 3, строение 1)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2012
по делу N А40-44223/12-116-93, принятое судьей А.П. Терехиной,
по заявлению Казенного учреждения города Омска "Представительство города Омска" (ОГРН 1097746220660, 127051, город Москва, Лихов переулок, дом 3, строение 1)
к Государственному учреждению - Государственное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области
о признании недействительными решений;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Хафизов А.С. по доверенности N б/н от 26.07.2012, Гирфанов Р.Р. по доверенности N б/н от 28.06.2012;
от заинтересованного лица - Давыдова Г.И. по доверенности N 210-4-8/16636 от 19.12.2011;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2012 признаны недействительными решение Государственного учреждения - Государственное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области о привлечении Казенного учреждения города Омска "Представительство города Омска" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 087 10112 РК 0002501 от 24.01.2012 в части начисления штрафа в размере 7.369, 20 руб.; решение N 087 10112 РК 0002494 от 24.01.2012 в части начисления штрафа в размере 290.724, 40 руб.; решение N 087 10112 РК 0002497 от 24.01.2012 в части начисления штрафа в размере 95.774, 20 руб.; решение N 087101 12РК 0002499 от 24.01.2012 в части начисления штрафа в размере 14.146, 70 руб.
С решением суда не согласился Фонд, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Казенного учреждения возражали против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда отмене не подлежит исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 24.01.2012 Государственным учреждением - Главным управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области вынесены решения N 087 101 12 РК 0002501, N 087 101 12 РК 0002494, N 087 101 12 РК 0002497, N 087 101 12 РК 0002499 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно решениям N 087 101 12 РК 0002501 от 24.01.2012 и N 087 101 12 РК 0002494 от 24.01.2012 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам соответственно за 2010 и за 1 квартал 2011 в течение более 180 календарных дней по истечении установленного данным законом срока представления такого расчета.
Согласно решениям N 087 101 12 РК 0002497 от 24.01.2012 и N 087 101 12 РК 0002499 от 24.01.2012 Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), за непредставление в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам соответственно за 1 полугодие и за 9 месяцев 2011.
Указанные решения вынесены по результатам рассмотрения Пенсионным фондом актов камеральной проверки от 21.12.2011 N 08710130075345, от 09.12.2011 N 08710130075130, N 08710130075138, N 08710130075139 и представленных Учреждением возражений на акты камеральной проверки от 23.12.2011 вх. N 210-7/21174, N 210-7/21173, N 210-7/21172.
Штраф, подлежащий взысканию на основании оспариваемых решений, составляет: 8.369, 20 руб. (за 2010 согласно решения N 087 101 12 РК 0002501); 291.724, 40 руб. (за 1 квартал 2011 согласно решения N 087 101 12 РК 0002494); 95.874, 20 руб. (за 1 полугодие 2011 согласно решения N 087 101 12 РК 0002497); 14.246, 70 руб. (за 9 месяцев 2011 согласно решения N 087 101 12 РК 0002499).
15.02.2012 Пенсионным фондом выставлены требования N 08710140099598, N 08710140085927, N 08710140085983, N 08710140086010, которыми предложено уплатить сумму штрафов в срок до 06.03.2012.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения не соответствуют Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела.
Из материалов дела следует, что учреждением представлены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (РСВ-1) с нарушением установленного срока и данный факт заявитель не оспаривает.
РСВ-1 за 2010 представлен 05.12.2011, за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2011 предоставлены 09.12.2012 при сроке соответственно не позднее 01.02.2011, 16.05.2011, 15.08.2011 и 15.11.2011.
По мнению заявителя, Пенсионным Фондом неправильно произведен расчет размера доначисленных по решениям штрафов. Заявитель указывает, что расчет суммы штрафов произведен Фондом исходя из сумм начисленных страховых взносов за соответствующие отчетные периоды согласно РСВ-1, то есть исходя из данных РСВ-1 по строке 114, в то время как ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) установлено, что штраф должен рассчитываться исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, то есть исходя из суммы страховых взносов, отраженной по строке 150 расчета.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5 % от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного Федеральным законом N 212-ФЗ Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 -го календарного дня, но не менее 1.000 рублей.
Согласно Методическим рекомендациям по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации (утв. распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р) наличие на дату привлечения к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не влияет на применение к плательщику страховых взносов ответственности за нарушение им установленного законодательством срока представления расчета и не влечет за собой уменьшения размера налагаемого штрафа. В случае если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), размер штрафа устанавливается в размере 100 рублей.
Из положений ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что санкция за совершение предусмотренного названной статьей правонарушения поставлены в прямую зависимость от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на основании несвоевременного представленного расчета. При этом, размер штрафа необходимо рассчитывать исходя из суммы, подлежащей уплате и исчисленной за последние три месяца (квартал).
С учетом того, что законодатель, поставив в зависимость размер подлежащей применению ответственности от суммы, подлежащие уплате на основе не представленного (несвоевременно представленного) расчета, фактически тем самым установлена степень тяжести совершенного правонарушения можно сделать вывод, что ГУ - Главным управлением ПФР N 10 по г. Москве и Московской области размер штрафных санкций обоснованно исчислен исходя из сумм, подлежащих оплате за отчетный квартал. Иное толкование норм закона может привести к необоснованному освобождению от ответственности плательщика страховых взносов, представляющих с нарушением установленного законодательством срока расчета по страховым взносам и указывающие в них неверные данные о сумме страховых взносов к уплате.
Строка 150 расчета по страховым взносам, на основании которой, по мнению заявителя и должен производиться расчет сумм штрафа, является показателем остатка страховых взносов, подлежащих уплате страхователем на конец отчетного периода.
То есть данная строка показывает наличие недоимки или переплаты по страховым взносам на конец отчетного периода и, следовательно, наличие показателей в данной строке не может служить основанием для начисления штрафа, предусмотренных ст. 46 Федерального Закона N 212-ФЗ, так как наличие показателей в этой строке является предметом регулирования ст. ст. 19, 20, 26 Федерального Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Между тем, Пенсионным фондом при вынесении решений о привлечении Учреждения к ответственности не рассмотрены и не приняты во внимание обстоятельства, которые Учреждение просило учесть как смягчающие.
При вынесении решений Пенсионным фондом не учтены следующие обстоятельства.
Нарушение законодательства о страховых взносах и непредставление расчетов о начисленных и уплаченных страховых взносах в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок, совершено Учреждением впервые.
Ранее к ответственности, предусмотренной ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ, Учреждение не привлекалось.
Учреждение является некоммерческой организацией - казенным учреждением города Омска.
Финансирование расходов Учреждения осуществляется за счет средств бюджета города Омска в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (п. 1.3, п. 1.11, п. 3.2 Устава Казенного учреждения города Омска "Представительство города Омска" (редакция N 2).
Специальных статей доходов для уплаты штрафов Учреждение не имеет.
Учреждение добросовестно исполняет обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно РСВ-1 за 9 месяцев 2010, за 2010, за 1 квартал 2011, за полугодие 2011, за 9 месяцев 2011 у Учреждения имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: 36.081 руб. за 2009; 186.592 руб. за 9 месяцев 2010; 534.336 руб. за 2010; 441.965 руб. за 1 квартал 2011; 471.508 руб. за полугодие 2011; 676.754 руб. за 9 месяцев 2011.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (переплата) признана Пенсионным фондом и произведен зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в счет предстоящих платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, что подтверждается решением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов от 10.01.2012 N 01/1 (л.д. 77).
Переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 891.465 руб. имеется у Учреждения и за 2011, что подтверждается РСВ-1 за 2011 (л.д. 74-76).
Наличие переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование свидетельствует об отсутствии реального ущерба, причиненного бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонду обязательного медицинского страхования в результате совершения Учреждением правонарушений, предусмотренных п. п. 1 и 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, отсутствуют вредные последствия, связанные с совершением данного правонарушения.
В части 4 п. 6 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Частью 4 п. 1 ст. 44 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно п. 4 ст. 44 Федерального закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля, за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.
Смягчающие обстоятельства, которые Учреждение просило в возражениях учесть при привлечении к ответственности, в нарушение ч. 4 п. 6 ст. 39 и п. 4 ст. 44 Федерального закона N 212-ФЗ не рассмотрены и учтены Пенсионным фондом.
Согласно п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В этой связи, суд первой инстанции, принимая во внимание требования соразмерности ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, которым должны отвечать санкции штрафного характера (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П), пришел к выводу о том, что взыскание с Учреждения штрафов в размерах, указанных в оспариваемых решениях, при наличии смягчающих обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вредных последствий, является несоразмерным совершенному правонарушению.
С выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции соглашается.
Руководствуясь ст. ст. 266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2012 по делу N А40-44223/12-116-93 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44223/2012
Истец: Казенное учреждение г. Омска "Представительство г. Омска", КУ г. Омска "Представительство города Омска"
Ответчик: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области, ГУ-Главное управление Пенсиного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области