город Ростов-на-Дону |
|
31 июля 2012 г. |
дело N А32-15853/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаовым Т.Д.
при участии:
от заявителя: представитель Петренко Н.А. (доверенность от 10.01.2012, паспорт);
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежаще;
от третьих лиц: от Министерства обороны Российской Федерации - представитель Семенова Е.А.(доверенность от 10.08.2011);
от Федерального государственного лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы - директор Руцкой Н.В. (паспорт), представитель Лакиза О.А. (доверенность от 24.07.2012);
от Федеральной налоговой службы России - представитель Герасимова А.А. (доверенность от 09.07.2012, удостоверение N 3247),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.05.2012 по делу N А32-15853/2011,
принятое в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2301018710, ОГРН 1022300528700)
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
при участии третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы России",
Федеральной налоговой службы России
о признании недействительным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации (далее- комплекс "Анапский") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ Росимущества в Краснодарском крае) от 09.06.2011 N 234-р "О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за Федеральным государственным лечебно-профилактическим учреждением "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы" на праве оперативного управления.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, ФГЛПУ "Санаторий Эллада" ФНС России, Федеральная Налоговая Служба России.
Заявитель считает, что ТУ Росимущества в Краснодарском крае вышло за пределы предоставленных ему полномочий при издании оспариваемого распоряжения, поскольку полномочия собственника в отношении спорного имущества- объектов недвижимости, расположенных по адресу: Краснодарский край, г.Анапа,Пионернский,23 осуществляет Министерство обороны РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10 мая 2012 г. в удовлетворении заявления ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" отказано. Суд при вынесении решения сослался на преюдициальное решение по делу N А32-36243/2010 г. об отказе в удовлетворении заявления ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" о признании незаконным распоряжения Территориального Росимущества по Краснодарскому краю от 27.07.2010 г.. N 805-р об изъятии объектов из оперативного управления ФГУ "Военный санаторий "Десантник" ВДВ (преобразовано в ФБУ "СКК "Анапский"), которым установлен факт расположения спорных объектов на земельном участке ФГЛПУ "Санаторий Эллада", а также то, что спорные объекты на момент издания распоряжения N 805-р не являлись федеральной собственностью.
Не согласившись с принятым судебным актом,третье лицо- Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с апелляционной жалобой. Заявитель жалобы считает, что суд не учел нормы действующего законодательства-ФЗ "Об обороне", Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", согласно которым полномочным представителем собственника имущества является Министерство обороны Российской Федерации. Указанное Министерство в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 осуществляет в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ, следовательно, распоряжение от 09.06.2011 N 234-р "О закреплении федерального имущества за Федеральным государственным лечебно-профилактическим учреждением "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы" является незаконным. Заявитель жалобы просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители Министерства обороны Российской Федерации и ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, утверждая, что спорные объекты незаконно были переданы ФГЛПУ "Санаторий "Эллада". Просили решение суда первой инстанции отменить.
Представители ФГЛПУ "Санаторий "Эллада" и Федеральной налоговой службы против доводов апелляционной жалобы возражали, просили обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, пояснив, что спорные объекты находятся в фактическом владении ФГЛПУ "Санаторий "Эллада" и расположены на предоставленном последнему земельном участке.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба Министерства обороны Российской Федерации не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 14.07.2010 N 739-р "О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны РФ, за Федеральным государственным учреждением "Военный санаторий "Десантник" Воздушно-десантных войск на праве оперативного управления" закреплено следующее имущество:
-нежилое здание - спальный корпус, литера У, общей площадью 411, 4м2.,
- сооружение летний кинотеатр, литера Х, общей площадью 979,7 кв. м.,
- здание спального корпуса, литера Ц, общей площадью 338,3 кв. м.,
- здание спального корпуса, литера Ш, общей площадью 367,7 кв. м.,
-здание спального корпуса, литера Щ, общей площадью 241,2 кв. м., расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, Пионерский проспект, 23.
Санаторий "Десантник" преобразован в ФБУ "СКК "Анапский". 16.07.2010 право оперативного управления зарегистрировано за ФБУ "ССК "Анапский", что подтверждается выданными свидетельства о регистрации права (том 2, лист дела 19-23).
В дальнейшем ТУ Росимущества в Краснодарском крае 27.07.2010 г. издало распоряжение N 805-р "Об отмене распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 14.07.2010 N 739-р "О закреплении федерального имущества составляющего имущество казны РФ, за Федеральным государственным учреждением "Военный санаторий "Десантник" Воздушно-десантных войск на праве оперативного управления".
Распоряжением от 09.06.2011 N 234-р "О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны РФ, ТУ Росимущества в Краснодарском крае передало в оперативное управление Федерального государственного лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы":
- нежилое здание - спальный корпус, литера У, общей площадью 411,4 м2,
- сооружение летний кинотеатр, литера Х, общей площадью 979,7 кв. м.,
- здание спального корпуса, литера Ц, общей площадью 338,3 кв. м.,
- здание спального корпуса, литера Ш, общей площадью 367,7 кв. м.,
- здание спального корпуса, литера Щ, общей площадью 241,2 кв. м., расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, Пионерский проспект, 23.
Федеральное бюджетное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации, полагая, что ТУ Росимущества в Краснодарском крае вышло за пределы своих полномочий, распорядившись спорным имуществом, обратилось в арбитражный суд. Министерство обороны РФ также считает, что управление распорядилось имуществом, принадлежащим Минобороны РФ в отсутствие на то полномочий.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФБУ "ССК "Анапский" требований соответствует нормам материального и процессуального права, а также фактическим обстоятельствам дела.
На основании пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 (в редакции постановлений Правительства РФ от 23.03.2006 N 156, от 21.08.2010 N 643) "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений закрепление их на праве оперативного управления или передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям; закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями; передачу в аренду иным организациям по договору.
Согласно пунктам 5.21, 5.22 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества, закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Таким образом, анализ Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом и Постановления Правительства Российской Федерации N 3 от 05.01.1998 N 3 позволяет сделать вывод о том, что Территориальное управление является органом, который уполномочен законом на распоряжение федеральным имуществом.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации ссылается, что лицом, полномочным осуществлять функции по распоряжению спорным имуществом, находящимся в оперативном управлении ФГУ "Военный санаторий "Десантник" Воздушно-десантных войск (впоследствии преобразован в ФБУ "СКК "Анапский"), является Министерство обороны России, а Территориальное управление ФАУГИ в Краснодарском крае не имело законных оснований и прав без согласия Министерства на издание распоряжения от 14.07.2010 N 739-р "О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны РФ, за на праве оперативного управления" за ФГУ "Военный санаторий "Десантник".
Между тем, в рамках настоящего спора заявлено требование об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 09.06.2011 N 234-р "О закреплении федерального имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за Федеральным государственным лечебно-профилактическим учреждением "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы" на праве оперативного управления, в связи с чем, суд не вправе оценивать законность распоряжения от 14.07.2010 N 739-р, поскольку названное распоряжение было предметом исследования в рамках дела N А32-36243/2010.
При вынесении судебных актов по делу N А32-36243/2010 суды всех инстанций указали, что при издании распоряжения от 14.07.2010 N 739-р о передаче в оперативное управление учреждения четырех спальных корпусов и летнего кинотеатра, расположенных на земельном участке санатория "Эллада", были допущены нарушения требований статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статей 131, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (передача иному лицу права оперативного управления имуществом до возникновения на него права собственности), а также нарушены права санатория "Эллада", законно владеющего земельным участком, что послужило основанием для вынесения теруправлением распоряжения от 27.07.2010 N 805-р "Об отмене распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 14.07.2010 N 739-р. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания распоряжения от 27.07.2010 N 805-р незаконным, так как издавая оспариваемое распоряжение, управление Росимущества действовало в порядке самоконтроля, Министерство обороны не наделено правом отменять распоряжения управления Росимущества, нарушающие законные права и интересы иных лиц.
Решением арбитражного суда по делу N А32-46328/2009, оставленным без изменения вышестоящими инстанциями, удовлетворен иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю о признании права федеральной собственности на указанные объекты; запись о праве федеральной собственности на имущество внесена в ЕГРП 08.09.2010, выданы свидетельства о государственной регистрации права от 09.09.2010.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как верно указал суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, по смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств несоответствия распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 09.06.2011 N 234-р закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя, что исключает возможность признания его недействительным.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2012 по делу N А32-15853/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15853/2011
Истец: Федеральное бюджетное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: ФГЛПУ "Санаторий "Эллада ФНС России", ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы России"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18303/12
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18303/12
23.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6145/12
31.07.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8348/12
10.05.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-15853/11
18.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8948/11