г. Самара |
|
01 августа 2012 г. |
Дело N А55-31318/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от Комитета по строительству и архитектуре городского округа Сызрань - Пегов С.Н., по доверенности от 01.12.2011 года,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский П.Е., по доверенности от 12.05.2012 года,
от третьего лица - Рудаева Ю.М., по доверенности от 03.10.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июля 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2012 года по делу N А55-31318/2011, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению Комитета по строительству и архитектуре городского округа Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
третье лицо:
Администрация городского округа Сызрань,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по строительству и архитектуре городского округа Сызрань обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, из земель населенных пунктов, площадью 24775 кв.м., кадастровый номер 63:08:0101023:43 с местоположением: Самарская область, г. Сызрань, улица 1-я Сланцевая, дом 2 "а" для целей, связанных со строительством - под объектом физической культуры и спорта (спортивный комплекс) и обязании Управления зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.
Решением суда первой инстанции от 27 апреля 2012 года требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что, как следует из подпункта 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, который четко устанавливает виды прав, на которых может быть предоставлен сформированный земельный участок - собственность или аренда. При этом в случае, если такой земельный участок предоставляется без торгов, в связи с наличием только одной заявки, то его предоставление возможно только в аренду.
Податель жалобы считает, что Комитет по строительству и архитектуре городского округа Сызрань входит в перечень лиц, которым в силу пункта 1 статьи 20 и пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ земельный участок может быть предоставлен только в постоянное (бессрочное) пользование.
Следовательно, по мнению подателя жалобы, спорный земельный участок не мог быть предоставлен только в постоянное (бессрочное) пользование Комитету по строительству и архитектуре городского округа Сызрань по правилам пункта 6 статьи 30 ЗК РФ.
Кроме того, как следует из публикации в газете, на которую делает ссылку арбитражный суд первой инстанции, администрация городского округа Сызрань информирует о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, данная публикация изначально ограничила в доступе к указанному земельному участку лиц, не имеющих возможности владеть земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по мотивам, изложенным в отзыве.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрация городского округа Сызрань считает апелляционную жалобу необоснованной, а решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене, по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (вх. от 24.07.2012 г.).
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела 06.09.2011 года Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань обратился в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, улица 1-я Сланцевая, дом 2 "а", кадастровый номер 63:08:0101023:43.
Сообщением исх. N 08/045/2011-266 от 13.10.2011 года заявителю было отказано в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. 1-я Сланцевая, дом 2 "а", с указанием на абзац 10 части 1 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ.
Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении Администрацией городского округа Сызрань порядка предоставления земельного участка для целей, связанных со строительством (том 1 л. д. 24-25).
При этом сообщение об отказе в государственной регистрации со ссылкой на абзац 10 части 1 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ, не содержит указания на конкретные причины отказа в государственной регистрации, а именно: какие конкретно документы не предоставлены заявителем на регистрацию.
Согласно части 2 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижи-мое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Ар-битражного Суда Российской Федерации N 132 от 21.07.20009 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации.
К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; до-кументы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. В связи с изложенным судам следует иметь в виду, что вступившее в силу решение суда, которым признано право на недвижимое имущество, не освобождает заявителя от представления названных документов.
Вместе с тем требование регистратора о представлении иных правоустанавливающих документов не соответствует закону.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 1998 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (статья 32 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Комитетом по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области были представлены: заявление на государственную регистрацию N 08/045/2011-266 от 06.09.2011 года; доверенность; постановление администрации г. Сызрань N 2174 от 22.08.2011 года; кадастровый паспорт земельного участка от 11.07.2011 года, сообщение в газете "Волжские вести" от 05.08.2011 года N 57.
Документально установлено, что Комитет по строительству с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для строительства спортивной площадки обратился в Администрацию 18.07.2011 года.
Между тем, спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет задолго до обращения Комитета по строительству и архитектуре в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, то есть 04 сентября 2007 года.
Согласно части 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 указанной статьи определено, что проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Администрацией городского округа Сызрань 05.08.2011 года была опубликована информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка.
Помимо заявления Комитета по строительству других заявок не поступало.
Таким образом, Администрацией городского округа Сызрань обоснованно и правомерно было принято решение о предоставлении Комитету по строительству и архитектуре городского округа Сызрань спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Аналогичные выводы содержатся в оспариваемом решении суда первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Комитета по строительству и архитектуре городского округа Сызрань, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2012 года по делу N А55-31318/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31318/2011
Истец: Комитет по строительству и архитектуре городского округа Сызрань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Сызрань