Тула |
|
31 июля 2012 г. |
Дело N А23-247/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Тимашковой Е.Н., Тиминской О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пульнева Владимира Сергеевича на решение Арбитражного суда Калужской области от 17.04.2012 по делу N А23-247/2012 (судья Дорошина А.В.), принятое по заявлению ИП Пульнева В.С. (Калужская обл., г. Жуков, ОГРН 308401105100054, ИНН 400701866825) к администрации муниципального района "Жуковский район" (Калужская обл., г. Жуков, ул. Гурьянова, д. 31, ОРГН 1024000630147, ИНН 4007005510) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Пульнев Владимир Сергеевич обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации муниципального района "Жуковский район" о признании незаконным решения от 01.11.2011 N 04-10/2841 об отказе в предоставлении в аренду на 49 лет в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства шестнадцати земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обжаловал решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что статья 12 Федерального закона N 74-ФЗ от 11 июня 2003 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" содержит исчерпывающий перечень документов, которые им в администрацию были представлены. Вместе с тем представление таких документов, как доказывающих наличие достаточных денежных средств и техники, на которые суд первой инстанции указывал в своем решении в обоснование отказа в удовлетворение требований, законом не предусмотрены. Заявитель также обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что аналогичное заявление между теми же сторонами рассматривалось в судебном порядке (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2011 года и постановление ФАС ЦО от 28 ноября 2011 по делу N А23- 859/2011), и все замечания, отраженные в указанных судебных актах, предпринимателем устранены при подаче нового заявления от 23 сентября 2011 года (л.д. 11, т.1). В жалобе предприниматель ссылается на то, что судом был нарушен принцип состязательности, поскольку именно администрация должна была доказать законность своего отказа, а не предприниматель представлять доказательства, свидетельствующие о наличии материально-технических средств для производства сельхозпродукции.
Как установлено судом первой инстанции, индивидуальный предприниматель Пульнев Владимир Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в администрацию муниципального района "Жуковский район" с заявлением от 26.09.2011 о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства шестнадцать земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
1) земельного участка площадью 11 918 кв.м с кадастровым номером 40:07:132001:18, местоположение: Калужская область Жуковский район южнее д. Лыково;
2) земельного участка площадью 157 836 кв.м с кадастровым номером 40:07:132908:4, местоположение: Калужская область Жуковский район южнее д. Лыково;
3) земельного участка площадью 104 944 кв.м с кадастровым номером 40:07:132909:3, местоположение: Калужская область Жуковский район южнее д. Лыково;
4) земельного участка площадью 20 294 кв.м с кадастровым номером 40:07:132001:19, местоположение: Калужская область Жуковский район восточнее д. Лыково;
5) земельного участка площадью 995 218 кв.м с кадастровым номером 40:07:132908:5, местоположение: Калужская область Жуковский район восточнее д. Лыково;
6) земельного участка площадью 216 117 кв.м с кадастровым номером 40:07:132909:4, местоположение: Калужская область Жуковский район восточнее д. Лыково;
7) земельного участка площадью 103 544 кв.м с кадастровым номером 40:07:132904:16, местоположение: Калужская область Жуковский район юго-восточнее д. Величково;
8) земельного участка площадью 139 244 кв.м с кадастровым номером 40:07:132904:17, местоположение: Калужская область Жуковский район юго-восточнее д. Величково;
9) земельного участка площадью 182 799 кв.м с кадастровым номером 40:07:132905:17, местоположение: Калужская область Жуковский район юго-восточнее д. Величково;
10) земельного участка площадью 10 000 кв.м с кадастровым номером 40:07:132001:16, местоположение: Калужская область Жуковский район восточнее д. Черная Грязь;
11) земельного участка площадью 40 130 кв.м с кадастровым номером 40:07:132908:3, местоположение: Калужская область Жуковский район восточнее д. Черная Грязь;
12) земельного участка площадью 636 156 кв.м с кадастровым номером 40:07:132910:2, местоположение: Калужская область Жуковский район восточнее д. Черная Грязь;
13) земельного участка площадью 40 130 кв.м с кадастровым номером 40:07:132911:2, местоположение: Калужская область Жуковский район восточнее д. Черная Грязь;
14) земельного участка площадью 19 136 кв.м с кадастровым номером 40:07:132001:17, местоположение: Калужская область Жуковский район северо-восточнее д. Черная Грязь;
15) земельного участка площадью 46 071 кв.м с кадастровым номером 40:07:132909:8, местоположение: Калужская область Жуковский район северо-восточнее д. Черная Грязь;
16) земельного участка площадью 824 632 кв.м с кадастровым номером 40:07:132905:22, местоположение: Калужская область Жуковский район северо-западнее д. Черная Грязь.
В качестве обоснования размера испрашиваемых земельных участков предприниматель указал, что предполагает создать и вести крестьянское (фермерское) хозяйство в индивидуальном порядке с привлечением на работу работников по трудовым договорам в количестве не менее двадцати человек. Основными видами деятельности будут производство сельскохозяйственной продукции, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства, конкретными видами экономической деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства будут:
а) выращивание зерновых культур - пшеницы и ржи на земельных участках с кадастровыми номерами 40:07:132001:16, 40:07:132908:3, 40:07:132910:2,40:07:132911:2, 40:07:132001:17, 40:07:132909:8, 40:07:132905:22;
б) разведение домашних животных - крупного рогатого скота и овец на земельных участках с кадастровыми номерами 40:07:132001:19, 40:07:132908:5, 40:07:132909:4;
в) выращивание кормовых культур полевого возделывания - однолетних и многолетних трав на земельных участках с кадастровыми номерами 40:07:132001:18, 40:07:132908:4, 40:07:132909:3, 40:07:132904:16, 40:07:132904:17, 40:07:132905:17.
К заявлению приложены кадастровые выписки на указанные выше земельные участки (л.д. 13-75).
Общая площадь испрашиваемых земельных участков составила 354,82 га.
Постановлением администрации муниципального района "Жуковский район" от 19.04.2000 N 196 "О передаче земель ОПХ "Белоусовское" в районный фонд перераспределения" земли ОПХ "Белоусовское" общей площадью 663 га, из которых 663 га пашня, переданы в районный фонд перераспределения земель (л.д.12), куда входят земельные участки, указанные в заявлении предпринимателя.
Администрация муниципального района "Жуковский район" письмом от 01.11.2011 N 04-10/2841 отказала предпринимателю в предоставлении земельных участков, сославшись на то, что заявителем не было представлено документов, подтверждающих намерение создать и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, а также обосновывающих размер испрашиваемых земельных участков.
Считая данный отказ незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, при этом исходил из того, что заявитель не обосновал размера земельных участков (не имеется доказательств наличия достаточных денежных средств, техники для обработки такой площади, не представлено планирование деятельности).
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ( далее - Закон N 74-ФЗ).
Согласно п. 1 названной статьи Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в качестве обоснования размера испрашиваемых земельных участков заявитель указал, что предполагает создать и вести крестьянское (фермерское) хозяйство в индивидуальном порядке с привлечением на работу работников по трудовым договорам в количестве не менее двадцати человек.
Заявитель намерен заниматься производством сельскохозяйственной продукции, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции собственного производства. В качестве конкретных видов экономической деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства указаны: выращивание зерновых культур - пшеницы и ржи на земельных участках с кадастровыми номерами 40:07:132001:16, 40:07:132908:3, 40:07:132910:2,40:07:132911:2, 40:07:132001:17, 40:07:132909:8, 40:07:132905:22; разведение домашних животных - крупного рогатого скота и овец на земельных участках с кадастровыми номерами 40:07:132001:19, 40:07:132908:5, 40:07:132909:4; выращивание кормовых культур полевого возделывания - однолетних и многолетних трав на земельных участках с кадастровыми номерами 40:07:132001:18, 40:07:132908:4, 40:07:132909:3, 40:07:132904:16, 40:07:132904:17, 40:07:132905:17.
Как видно из подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства, при этом суд апелляционной инстанции подчеркивает, что именно с количеством членов фермерского хозяйства, а не количеством работников, привлекаемых по трудовому договору. Из заявления предпринимателя следует, что он намерен вести крестьянское (фермерское) хозяйство в индивидуальном порядке с привлечением на работу работников по трудовым договорам в количестве не менее двадцати человек. Предпринимателем испрашивается 16 земельных участков общей площадью 354,82 га.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИП Пульнев В.С. не обосновал размера испрашиваемых земельных участков, общая площадь которых является значительной и составляет 3548169 кв. м. с учетом намерения вести хозяйство в индивидуальном порядке. Суд области пришел к обоснованному выводу о несоответствии заявления предпринимателя статье 12 Закона N 74-ФЗ и отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в статье 12 Закона N 74-ФЗ указан исчерпывающий перечень документов. Представление таких документов, которые подтверждали бы наличие достаточных денежных средств, техники для обработки испрашиваемой площади земельных угодий, планирование деятельности, на отсутствие которых суд области сослался в своем решении, законом не предусмотрено.
Названный довод отклоняется судом апелляционной инстанции. Вышеизложенные выводы судом первой инстанции сделаны в обоснование своей позиции о том, что предприниматель не обосновал размер испрашиваемых земельных участков, а не в связи с нарушением пункта 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
В жалобе заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции положений статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также требования части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ. Данный довод не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание в силу следующего.
В соответствии с принципами арбитражного процесса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон, которые пользуются равными правами, в том числе, на представление арбитражному суду своих доводов и объяснений при одновременном наличии состязательности в процессе (ст. ст. 7, 8, 9 АПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Предпринимателю было известно о причинах отказа администрации в предоставлении земельных участков, в том числе и в связи с тем, что испрашиваемый размер земельных участков не обоснован, и он имел возможность представить в суд любые доказательства в подтверждение своих требований.
В жалобе апеллянт, ссылаясь на постановление Двадцатого арбитражного суда от 28.11.2011 по делу N А23-859/2011 (оставлено без изменения постановлением ФАС ЦО от 28.11.2011), считает, что для обоснования размера испрашиваемых земельных участков в аренду достаточным будет указание в заявлении конкретного вида сельскохозяйственной деятельности. Суд апелляционной инстанции считает данный довод несостоятельным, основанным на неверном толковании судебного акта, поскольку в указанном выше постановлении сделан вывод о необоснованности заявителем размеров испрашиваемых земельных участков в отсутствие документов, подтверждающих необходимый размер участка и намерение осуществлять деятельность по организации крестьянское (фермерское) хозяйство.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 17 апреля 2012 года по делу N А23-247/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-247/2012
Истец: ИП Пульнев В. С.
Ответчик: Администрация МР Жуковский район, Администрация муниципального района "Жуковский район"