г.Самара |
|
02 августа 2012 г. |
Дело N А65-33809/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - представитель Екимова Е.В. по доверенности от 31.03.2011 г.;
от иных лиц - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Уралгазсервис" и Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012, принятое по делу NА65-33809/2011 (судья Кашапов А.Р.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Уралгазсервис" (ОГРН 1047423521441), г. Челябинск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьих лиц: 1. Управления Росреестра по Республике Татарстан, г. Казань, 2. ОАО "РКЦ "Земля", г. Казань, 3. Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, 4. муниципального образования город Бугульма в лице Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульмы, г. Бугульма, Республика Татарстан, об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:040102:0090, общей площадью 13 118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 2 181 493 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка 16:46:040102:0090, общей площадью 13118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д.1/1, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 2 181 493 руб.,
|
УСТАНОВИЛ:
ООО "Уралгазсервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Татарстан (с учетом уточнения в порядке ст.49 АПК РФ) обязать внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:040102:0090, общей площадью 13 118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 2 181 493 руб. 00 коп. и установить кадастровую стоимость земельного участка 16:46:040102:0090, общей площадью 13118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д.1/1, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 2 181 493 руб. по состоянию на 01.01.2011 г..
Определением Арбитражного суда РТ от 20 января 2012 года, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет министров Республики Татарстан, ОАО Республиканский кадастровый центр "Земля".
Определением Арбитражного суда РТ от 15 февраля 2012 года, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено муниципальное образование г. Казани в лице Исполнительного комитета Муниципального образования г. Бугульма.
В связи с реорганизацией ответчика, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел процессуальное правопреемство ответчика на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), г.Москва, в лице филиала по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 исковые требования удовлетворены частично, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:040102:0090, общей площадью 13 118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1, в размере его рыночной стоимости - 2 181 493 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кроме этого, заявитель указывает, что внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости повлечет за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога в местный бюджет Республики Татарстан.
Истец также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в иске, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не дана оценка требованию истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости на 01.01.2011 г.. По мнению истца, суд нарушил требования ст.171 АПК РФ, лишил истца возможности на осуществление своего нарушенного права в избранной форме, что по своей сути является нарушением норм процессуального права. Данное нарушение привело к принятию судом неправильного решения по заявленным истцом требованиям.
В судебное заседание ответчик и иные участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить, с доводами апелляционной жалобы Кабинета Министров РТ не согласился, просил оставить ее без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзывов, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Уралгазсервис", г. Челябинск (далее - ООО "Уралгазсервис", истец) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:46:040102:0090, общей площадью 13 118 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2010 г.. серия 16-АЕ N 175366 (л.д.31).
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
В результате переоценки земель, согласно кадастровому паспорту земельного участка на 14.03.2011 г.. удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:040102:0090, общей площадью 13 118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1, установлен в размере 1203,89 руб. за 1 кв.м., а общая кадастровая стоимость в сумме 15 792 629,02 руб. (л.д.32).
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
Таким образом, в результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:040102:0090, общей площадью 13 118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1, установлен в размере 1203,89 руб. за 1 кв.м., а общая кадастровая стоимость в сумме 15 792 629,02 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 г..
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно отчету ИП Баранова N 53/11 (далее - оценщик), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:040102:0090, общей площадью 13 118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д. 1/1, составила 2 181 493 руб.
Данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-Фз от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Вместе с этим, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы Кабинета Министров РТ в апелляционной жалобе о неправильном применении судом норм материального права, а именно в части применение закона, не подлежащего применению, судебной коллегией отклоняются.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Доводы Кабинета Министров Республики Татарстан, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Вместе с этим, требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка 16:46:040102:0090, общей площадью 13118 кв.м., расположенного по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Магистральная, д.1/1, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 2 181 493 руб. с 01.01.2011 г.. судом первой инстанции правомерно оставлены без удовлетворения в силу следующего.
Из правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 следует, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, требование истца об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, в данном случае с 01.01.2011 г.., является неправомерным. В связи с этим, отклоняются доводы жалобы истца в этой части.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционным жалобам подлежат отнесению на заявителей. Кабинет Министров Республики Татарстан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-33809/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-33809/2011
Истец: ООО "Уралгазсервис", г. Челябинск
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан
Третье лицо: Исполнительный комитет Муниципального образования города Бугульмы, Кабинет Министров Республики Татарстан, ОАО РКЦ "Земля", ООО "Уралгазсервис", г. Челябинск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17879/12
17.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7234/12
02.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7398/12
02.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-33809/11