г. Киров |
|
01 августа 2012 г. |
Дело N А28-1727/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Михайлова И.А. действующего на основании доверенности от 10.01.2012 N 3.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения культуры Сосновский Центр культуры и досуга "Судостроитель" Вятскополянского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.05.2012 по делу N А28-1727/2012, принятое судом в составе судьи Волковой С.С.
по заявлению муниципального казенного учреждения культуры Сосновский Центр культуры и досуга "Судостроитель" Вятскополянского района Кировской области (ИНН: 4307008737; ОГРН: 1054303515389, адрес: Кировская область Вятскополянский район, город Сосновка, улица Спортивная, дом 14)
к отделу надзорной деятельности Вятскополянского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (ИНН: 4345091888, ОГРН: 1044316712241, адрес: Кировская область, Вятскополянский район, город Вятские Поляны, улица Гагарина, дом 7)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
муниципальное казенное учреждение культуры Сосновский Центр культуры и досуга "Судостроитель" Вятскополянского района Кировской области (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности Вятскополянского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Отдел надзорной деятельности) от 16.02.2012 N 12,13,20, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.05.2012 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Учреждение с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Учреждение в апелляционной жалобе указывает, что он не несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, исходя из положений Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), так как ответственным за пожарную безопасность назначен заместитель директора по хозяйственной части Гибазова И.Л. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы отмечает, что пункт 15 оспариваемого постановления не соответствует действующему законодательству в связи с тем, что СНиП 2.08.02-89 утратил свою силу 01.01.2010 года.
Административный орган в отзыве выражает несогласие с доводами, приведенными в апелляционной жалобе, просит решение Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Отдела надзорной деятельности от 27.01.2012 N 111 в отношении Учреждения проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте от 15.02.2012 N 111 (л.д. 36-38).
15.02.2012 в отношении Учреждения составлены протоколы N 12, 13, 20 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 13-18).
16.02.2012 заместитель главного государственный инспектор Вятскополянского района по пожарному надзору вынес постановление N 12,13,20 о назначении Учреждению административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150000 руб. (л.д. 10-12).
В соответствии с указанным постановлением Учреждение признано виновным в несоблюдении требований пожарной безопасности, а именно в нарушении пунктов 3, 6, 15, 36, 39, 40, 51, 53, 56, 57, 61, 89, 108, 150, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее ППБ 01-03); НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"; нормы пожарной безопасности "Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03); Федеральный закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); пункта 1.82 "СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения" (далее - СНиП 2.08.02-89*); пунктов 1.2.2, 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - ПТЭЭП); пунктов 7.1-7.6 Норм пожарной безопасности "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97", утвержденного Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 N 84 (далее - НПБ 166-97).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловало его в арбитражный суд Кировской области.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины Учреждения в его совершении, отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в деле документы, выслушав представителя ответчика, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены в ППБ 01-03.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наличие в действиях Учреждения событий административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки от 15.02.2012 и протоколами об административных правонарушениях от 15.02.2012 N 12, 13, 20.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области сделал правильный вывод о том, что в действиях заявителя имеются составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, ответственным за пожарную безопасность приказом директора Учреждения назначен заместитель директора по хозяйственной части, отклоняется судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующий об отсутствии у самого Учреждения обязанности по соблюдению требований правил пожарной безопасности и не исключающий привлечение его к административной ответственности за нарушение этих требований.
Вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившаяся в бездействии, отсутствии надлежащего и своевременного контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, установлена, доказана и подтверждена материалами дела.
Остальным доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела, оснований для переоценки выводов суда исходя из имеющихся материалов дела не имеется.
В силу изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.05.2012 по делу N А28-1727/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения культуры Сосновский Центр культуры и досуга "Судостроитель" Вятскополянского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1727/2012
Истец: Муниципальное казенное учреждение культуры Сосновский Центр культуры и досуга "Судостроитель" Вятскополянского района Кировской области
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по длеам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области, Отдел надзорной деятельности Вятскополянского района и города Вятские Поляны ГУ МЧС России по Кировской области