город Воронеж |
|
26 июля 2012 г. |
Дело N А14-505/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 20.04.2012 по делу N А14-505/2012 (судья Федосова С.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Воронежмясопром" (ИНН 3665057027, ОГРН 1063667243826) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже о признании частично недействительными ненормативных актов органа Пенсионного фонда,
при участии в судебном заседании:
от органа Пенсионного фонда: Ноздриной Я.П., ведущего специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела по доверенности от 13.06.2012 N 01-32/14520,
от страхователя: Стрельникова А.А., представителя по доверенности от 10.01.2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежмясопром" (далее - общество "Воронежмясопром", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, управление, фонд) о признании недействительными:
- решения N 046/050/490-2011 от 26.10.2011 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части начисления штрафа в сумме 155 722,51 руб. (24 573,12 руб. + 131 149,39 руб.), предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 122 865,04 руб., начисления пени в сумме 15 013,93 руб.,
- требования N 046/050/490-2011 от 10.11.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым ему предложено уплатить штраф в сумме 131 149,39 руб.;
- требования N 1-р от 25.11.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым ему предложено уплатить штраф в сумме 24 573,12 руб., недоимку по страховым взносам в сумме 122 865,04 руб. и пени в сумме 16 433,95 руб.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 20.04.2012 (с учетом определения об исправлении описки от 25.05.2012) заявленные требования удовлетворены полностью, а именно, решение управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 046/050/490-2011 от 26.10.2011 и требование управления N 046/050/490-2011 от 10.11.2011, N 1-р от 25.11.2011 признаны недействительными и на фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Воронежмясопром".
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда в г. Воронеже обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение суда области и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что произведенные в 2010 году обществом "Воронежмясопром" затраты на питание работников, по своей сути, являются доходами работников - застрахованных лиц, полученными в натуральной форме, которые подлежали обложению страховыми взносами.
При этом фонд исходит из того, что обязанность работодателя -страхователя обеспечить питание своим работникам была предусмотрена локальными нормативными актами организации (приказы N 64-П от 31.12.2009 и N 48-П от 25.04.2010 "Об организации питания работников") и организация питания работников была обусловлена именно трудовыми отношениями.
Поскольку, как указывает фонд, суммы, затраченные на питание работников, в нарушение части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 не были отнесены к объектам обложения страховыми взносами и не были, в нарушение части 1 статьи 8 того же Закона, включены в базу для исчисления страховых взносов, соответственно, в нарушение частей 3, 4, 5 статьи 15 и пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ с них не были исчислены и уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, то, по мнению управления Пенсионного фонда, им правомерно было произведено доначисление обществу "Воронежмясопром" недоимки по страховым взносам, пеней и штрафных санкций за неуплату страховых взносов.
Также фонд считает, что у него имелись основания для привлечения общества к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, установленной Федеральным законом N 27-ФЗ, поскольку, в нарушение части 6 статьи 15, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ, обществом не велся учет вознаграждений в натуральной форме и сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого было организовано питание, и данные сведения не представлялись Пенсионному фонду.
Страхователь в письменном отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы, считая, что судом области было принято законное и обоснованное решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей страхователя и управления Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования обществом с ограниченной ответственностью "Воронежмясопром" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
О выявленных в ходе проверки нарушениях управлением был составлен акт выездной проверки от 27.09.2011 N 046/050/490-2011.
По результатам рассмотрения акта проверки 26.10.2011 заместителем начальника управления Пенсионного фонда по г. Воронежу было вынесено решение N 046/050/490-2011 о привлечении общества "Воронежмясопром" к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 28 687,20 руб. - за неполную уплату страховых взносов, и по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в общей сумме 131 149,39 руб. - за представление недостоверных индивидуальных сведений за 1 полугодие 2010 года и за 2010 год.
Основанием для вынесения данного решения в названной части послужил вывод органа Пенсионного фонда о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на сумму затрат на питание сотрудников общества за период с 01.01.2010 по 31.10.2010 в размере 695 225,68 руб. В связи с этим управление Пенсионного фонда также посчитало недостоверными индивидуальные сведения, представленные обществом в части начисленных страховых взносов за период полугодие 2010 года в отношении 81 застрахованного лица и за расчетный период 2010 год (с июля по октябрь 2010 года) в отношении 103 застрахованных лиц.
На основании данного решения фондом в адрес страхователя были выставлены следующие требования:
- N 046/050/490-2011 от 10.11.2011 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" с предложением добровольно в срок до 09.12.2011 уплатить штраф по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 131 149,39 руб.;
- N 1-р от 25.11.2011 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" с предложением добровольно в срок до 15.12.2011 уплатить штраф в сумме 28 687,20 руб. (в том числе: по страховым взносам страховой части - 19 547,40 руб., по страховым взносам накопительной части - 5 494,60 руб., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1 743,40 руб., по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1 901,80 руб.); недоимку по страховым взносам в сумме 143 436 руб. (в том числе: по страховым взносам страховой части - 97 737 руб., по страховым взносам накопительной части - 27 473 руб., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 8 717 руб., по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 9 509 руб.) и пени в сумме 18 092,01 руб. (в том числе: по страховым взносам страховой части - 12 305,37 руб., по страховым взносам накопительной части - 3 487,86 руб., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1 099,42 руб., по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1 199,36 руб.)
Полагая, что решение управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 046/050/490-2011 от 26.10.2011 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части начисления штрафа в сумме 155 722,51 руб. (24 573,12 руб. + 131 149,39 руб.), предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 122 865,04 руб., начисления пени в сумме 15 013,93 руб., и требования фонда N 046/050/490-2011 от 10.11.2011 и N 1-р от 25.11.2011 "Об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" в части предложено уплатить штрафы в сумме 131 149,39 руб. и в сумме 24 573,12 руб., а также недоимку по страховым взносам в сумме 122 865,04 руб. и пени в сумме 16 433,95 руб. нарушают его права и законные интересы, общество "Воронежмясопром" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными в оспариваемой части.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ) страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
При этом статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 указанной статьи (в редакции, действовавшей в период исчисления и уплаты взносов) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Также для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 Закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (пункт 6 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ в соответствующей редакции) страхователи обязаны ежегодно представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 того же Закона страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество застрахованного лица; дату его приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения застрахованного лица или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что на основании приказа исполнительного директора от 31.12.2009 N 64-П обществом "Воронежмясопром" было организовано питание работников на площадках: "Репродуктор", "Доращивание" и "Хрячник", из расчета не более 90 руб. в день на человека.
В связи с началом полевых работ, на основании приказа исполнительного директора от 25.04.2010 N 48-П обществом "Воронежмясопром" также было организовано питание работников, задействованных непосредственно на проведении полевых работ, на время выполнения весенних полевых работ, работ по обработке сельскохозяйственных культур и уборки урожая.
За период с 01.01.2010 по 31.10.2010 на питание работников обществом было израсходовано 695 225,68 руб.
Данные расходы, как установил фонд, не были учтены обществом при расчете предельной базы для начисления страховых взносов, что, по его мнению, привело к занижению сумм начисленных страховых взносов за 2010 год.
При этом фонд исходил из того, что денежные средства в общей сумме 695 225,68 руб., израсходованные обществом "Воронежмясопром" на организацию питания работников в 2010 году, являются выплатами работникам общества в натуральной форме, которые должны быть учтены при определении базы, облагаемой страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование, поскольку такие выплаты не включены в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленный статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, так как учет сумм выплат, затраченных на питание работников в столовой, и относящихся к ним сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись соответствующие выплаты, обществом не велся, страховые взносы не были исчислены и уплачены в установленные законодательством сроки в отношении конкретных физических лиц, управление пришло к выводу о предоставлении обществом в органы Пенсионного фонда в отношении указанных лиц недостоверных сведений относительно их доходов, облагаемых страховыми взносами, в части оплаты работодателем стоимости питания - за полугодие 2010 года в отношении 81 застрахованного лица, за 2010 год (с июля по октябрь 2010 года) - в отношении 103 застрахованных лиц.
Признавая указанные выводы фонда необоснованными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из буквального содержания пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и из пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что страховые взносы уплачиваются с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Также и индивидуальные сведения, в том числе, в части начисленных страховых взносов, предоставляются в Пенсионный фонд только о тех лицах, в пользу которых начисляются выплаты по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Следовательно, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя на основании указанных актов за выполнение определенной трудовой функции.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 Трудового кодекса компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Поощрения предусмотрены статьей 191 Трудового кодекса за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.
С учетом приведенных положений трудового законодательства, принимая во внимание, что питание работников было организовано обществом "Воронежмясопром" безотносительно к их вкладу в работу общества и ее результаты, затраты на организацию питания не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера.
Самими трудовыми договорами, заключенными обществом "Воронежмясопром" со своими работниками, предоставление питания не предусматривалось.
Следовательно, поскольку расходы организации на питание работников не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), то они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
При этом суд области верно отметил, что в базу для исчисления страховых взносов включаются только такие выплаты в натуральной форме, которые произведены в пользу конкретного физического лица, тогда как в рассматриваемом случае, когда организация питания осуществлялась обезличенно, безотносительно к каждому конкретному работнику, установить, какая часть стоимости потребленных продуктов фактически приходится на конкретного работника в отдельности, то есть определить объект обложения страховыми взносами в отношении каждого из них, невозможно.
Доказательства наличия у общества "Воронежмясопром" реальной возможности учета количества продуктов, потребленного каждым конкретным работником, управлением Пенсионного фонда не представлены.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области об отсутствии у фонда оснований для доначисления страховых взносов с сумм расходов общества "Воронежмясопром" на организацию питания работников в отдельных производственных подразделениях.
Ссылка управления Пенсионного фонда на отсутствие упомянутых расходов в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленном статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не может быть признана судом апелляционной инстанции обоснованной.
При этом суд исходит из того, что указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы, тогда как в силу приведенных выводов суда спорные выплаты по своей правовой природе изначально не относятся в объекту обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
С учетом изложенного, довод управления о том, что общество "Воронежмясопром" в рассматриваемой ситуации было обязано осуществлять учет сумм выплат, начисленных в связи с оплатой стоимости питания работников, и относящихся к ним сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись соответствующие выплаты, обоснованно признан судом несостоятельным.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления 122 865,04 руб. страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с расходов общества по организации в 2010 году питания его сотрудников.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов, то с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления обществу "Воронежмясопром" страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 122 865,04 руб., также неправомерным является и начисление пеней в сумме 16 433,95 руб.
Также при изложенных обстоятельствах у управления Пенсионного фонда отсутствовали и основания для начисления обществу штрафа на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме 24 573,12 руб. - за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения в 2010 году базы для начисления страховых взносов; на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в сумме 131 149,39 руб. - за представление недостоверных индивидуальных сведений за 1 полугодие 2010 года и за 2010 год о суммах начисленных в отношении работников страховых взносов, поскольку, в силу отсутствия неучтенных объектов обложения страховыми взносами и, соответственно, обязанности вести учет этих объектов, исчислять с них суммы страховых взносов, представлять органам Пенсионного фонда сведения об исчисленных и уплаченных с них суммах страховых взносах, обществом не допущено нарушений, за которые названными нормами предусмотрена ответственность.
В этой связи решение управления Пенсионного фонда в г. Воронеже N 046/050/490-2011 от 26.10.2011 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" правомерно было признано судом области недействительным в части начисления штрафа в сумме 155 722,51 руб. (24 573,12 руб. + 131 149,39 руб.), предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 122 865,04 руб. и начисления пени в сумме 15 013,93 руб.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39 и пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ на основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения плательщику страховых взносов в десятидневный срок со дня вступления в силу соответствующего решения направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Таким образом, процедура принудительного взыскания страховых взносов, пеней и санкций, при условии наличия у страхователя неисполненных обязанностей по уплате страховых взносов, представляет собой ряд взаимосвязанных действий, включающих, в том числе, вынесение решения о привлечении к ответственности и выставление требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В этой связи отсутствие законного решения о привлечении к ответственности, которое является основанием для вынесения всех остальных актов, или его принятие с нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, исключает возможность возбуждения в отношении плательщика страховых взносов процедуры принудительного взыскания страховых взносов, пени, а также штрафа (в том числе, выставление требования об уплате страховых взносов) или влечет недействительность указанных актов в случае их принятия.
Следовательно, поскольку требования N 046/050/490-2011 от 10.11.2011 и N 1-р от 25.11.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов были выставлены органом Пенсионного фонда на основании решения о привлечении к ответственности N 046/050/490-2011 от 26.10.2011, являющегося незаконным в части, касающейся доначислений, связанных с расходами общества на организацию питания работников, то данные ненормативные акты также являются незаконными в части предложения уплатить штраф по страховым взносам в сумме 131 149,39 руб. и штраф в сумме 24 573,12 руб., недоимку по страховым взносам в сумме 122 865,04 руб. и пени в сумме 16 433,95 руб.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Все доводы фонда, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение арбитражного суда Воронежской области отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого управление Пенсионного фонда в городе Воронеже освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 20.04.2012 по делу N А14-505/2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 25.05.2012) оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий два месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-505/2012
Истец: ООО "Воронежмясопром", ООО "Воронежмяспром"
Ответчик: УПФ РФ в г. Воронеже
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17525/12
07.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3809/12
26.07.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3033/12
20.04.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-505/12