г. Киров |
|
31 июля 2012 г. |
Дело N А31-12044/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.03.2012 по делу
N А31-12044/2011, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; ИНН:7708503727)
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области
о признании действий (бездействия) незаконным,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (далее - ответчик, ГИБДД УВД по Костромской области, Управление) о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе согласовать решение ОАО "РЖД" о закрытии железнодорожного переезда на 653 км по станции Мантурово, и обязании выдать Обществу положительное заключение на закрытие железнодорожного переезда на 653 км по станции Мантурово.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "РЖД" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об обязании Управления в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать Обществу положительное заключение на закрытие железнодорожного переезда 653 км по станции Мантурово.
По мнению заявителя, решение принято арбитражным судом с нарушением норм материального права. Общество считает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что на день принятия оспариваемого решения путепровод на 650 км. находился в аварийном состоянии, был закрыт для движения автотранспорта и на нем велись ремонтные работы. Также указывает на то, что обязанность ОАО "РЖД" направлять в адрес органов, уполномоченных на согласование закрытия переезда технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда и схему организации движения транспортных средств законодательством не установлена.
ГИБДД УВД по Костромской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом..
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования участка Буй-Киров. Согласно карточки, оформленной на железнодорожный переезд на 653 км. по станции Мантурово, переезд находится на балансе Шарьинской дистанции пути (ПЧ-12) структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
На 650 км. по станции Мантурово находится путепровод, на 654 км. расположен еще один железнодорожный переезд, который обслуживается дежурным работником, оборудован устройствами заграждения железнодорожного переезда (УЗП) и дополнительно шлагбаумами.
ОАО "РЖД", приняв решение о необходимости закрытия железнодорожного переезда на 653 км по станции Мантурово, в целях снижения эксплуатационных расходов, обеспечения безопасности движения поездов, а также в связи с наличием железнодорожного переезда на 654 км станции Мантурово, обслуживаемого дежурным работником и оборудованного УЗП и дополнительными шлагбаумами, направило в Управление запрос от 14.09.2011 N ПТ-30/16 о согласовании закрытия железнодорожного переезда в адрес ГИБДД УВД по Костромской области (л.д. 10).
Управление в письме от 12.10.2011 N 9/4-5030 отказало в согласовании решения о закрытии данного переезда и предложило вернуться к рассмотрению вопроса после ремонта железнодорожного путепровода на 263 км. автодороги "Кострома-В.Спасское". В обоснование такого решения указано, что в период производства работ движение по указанному путепроводу будет закрыто, что повлечет направление транспортного потока через улично-дорожную сеть города Мантурово и приведет к значительному увеличению интенсивности движения транспорта через железнодорожные переезды на 653 км и 654 км. В случае закрытия железнодорожного переезда на 653 км и возникновения непредвиденных ситуаций на железнодорожном переезде на 654 км альтернативы для перераспределения транспортных потоков не останется, что в свою очередь полностью парализует движение транспортных средств.
Полагая, что данный отказ ответчика в согласовании является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 4 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), пп 4. п. 2, пунктами 5, 6 Порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденного Приказом Минтранса России от 26.03.2009 N 46 (далее - Порядок), п. 1.2 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации от 29.06.1998 N ЦП-566 (далее - Инструкция ЦП-566) пришел к выводу о законности оспариваемых действий Управления и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
На основании части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Согласно п. 1.1 Инструкции ЦП-566, железнодорожные переезды - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне - оборудуются необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения, улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств. Переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил пользования автомобильными дорогами Российской Федерации и настоящей Инструкции.
Пунктом 1.2 Инструкции ЦП-566 установлено, что при наличии путепроводов переезды, расположенные на расстоянии 5 км и менее от них, подлежат закрытию в установленном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 21 Закона N 17-ФЗ порядок определения пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство транспорта Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта) Приказом от 26.03.2009 N 46 установило, что инициатором открытия (закрытия) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования могут быть, в том числе, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В статье 2 Закона N 17-ФЗ определено, что под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования подразумевается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, иные сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Владельцем инфраструктуры считается юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином вещном праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
ОАО "РЖД", являясь владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, инициировало процедуру закрытия железнодорожного переезда на 653 км по станции Мантурово.
Согласно материалам дела на расстоянии менее чем 5 км. от спорного переезда находятся железнодорожный переезд на 654 км станции Мантурово и железнодорожный путепровод на 263 км. автодороги "Кострома-В.Спасское" через железную дорогу Москва-Владивосток (на 650 км перегона Костриха-Мантурово).
В соответствии с пунктом 6 Приказа от 26.03.2009 N 46 решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 Порядка, в том числе органа управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации.
При этом названным приказом не предусмотрена безусловная обязанность принятия указанными органами публичной власти положительного заключения по вопросу закрытия железнодорожного переезда, что предполагает возможность отказа в соответствующем согласовании.
Решение о согласовании (несогласовании) закрытия железнодорожного переезда должно приниматься с учетом баланса публичных интересов, в данном случае интересов жителей г. Мантурово и частных интересов ОАО "РЖД", являющегося субъектом естественной монополии на железнодорожном транспорте.
Согласно решению Ленинского районного суда города Костромы от 24.02.2010 (л.д. 82) путепровод автодороги "Кострома-Верхнее Спасское" (263 км) через железную дорогу Москва-Владивосток (на 650 км перегона Костриха-Мантурово) находится в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем на ОГУ "Костромаавтодор", являющееся лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорного путепровода, судом были возложены обязанности по приведению путепровода на 650 км перегона Костриха-Мантурово в соответствие с государственным стандартом РФ - ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", Строительными нормами и правилами автомобильных дорог СНиП 2.05.02-85 путем проведения реконструкции путепровода в срок до 01.12.2012. Судом установлено, что выявленные недостатки технического состояния данного путепровода угрожают безопасности движения на железнодорожном транспорте, несут угрозу жизни и здоровью граждан, требуют принятия незамедлительных мер по их устранению.
Доказательства того, что реконструкция указанного путепровода к моменту принятия органом ГИБДД оспариваемого решения была осуществлена, в материалах дела отсутствуют. Из оспариваемого решения Управления, выраженного в письме от 12.10.2011 следует, что ремонт путепровода на 263 км автодороги "Кострома-Верхнее Спасское" не произведен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что до завершения реконструкции путепровода на 650 км перегона Костриха-Мантурово, на период которой движение по нему будет прекращено, закрытие железнодорожного переезда на 653 км по станции Мантурово противоречит требованиям пункта 1.2 Инструкции ЦП-566, которым предусмотрена возможность закрытия переездов только при наличии путепроводов, расположенных на расстоянии не более 5 км от них.
По смыслу данной нормы имеются ввиду функционирующие путепроводы. В рассматриваемом случае при одновременном выполнении работ по реконструкции путепровода на 650 км и закрытии железнодорожного переезда на 653 км не будет соблюдено условие о наличии иных путепроводов на расстоянии, не превышающем 5 км по отношению к железнодорожному переезду на 654 км.
Таким образом, оспариваемое решение соответствует положениям Приказа от 26.03.2009 N 46, Инструкции ЦП-566 и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований. Обжалуемое решение принято с учетом фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств, при правильном применении норм материального права и по приведенным в жалобе доводам отмене или изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 23.03.2012 по делу N А31-12044/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.06.2012 N 1542066.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-12044/2011
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северная железная дорога, ОАО "РЖД" в лице филиала СЖД, ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по Костромской области
Третье лицо: Управление ГИБДД УМВД Костромской области