г. Киров |
|
03 августа 2012 г. |
Дело N А82-531/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Груздевой Г.И., действующей на основании доверенности от 12.01.2012,
представителя ответчика Трофимовой Г.С., действующей на основании доверенности от 11.02.2012, Забелиной Т.В. - без доверенности,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2012 по делу N А82-531/2012, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "СОЮЗ" (ОГРН 1117611001408, г. Данилов, ул. Ленина, д. 18)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (ОГРН 1047600016056, г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 42),
третье лицо: закрытое акционерное общество "МОСТ" (ОГРН 1117609001454, Ярославская область, г. Ростов, Московское шоссе, д. 16, лит. А),
о признании ненормативного правового акта,
установил:
закрытое акционерное общество "СОЮЗ" (далее - заявитель, ЗАО "СОЮЗ") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 02.11.2011, принятого в отношении закрытого акционерного общества "Паритет" (далее - ЗАО "Паритет"); возложении на Инспекцию обязанности зарегистрировать ЗАО "Паритет" на основании заявления от 26.10.2011 вх. N 3185 и приложенных к нему документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено закрытое акционерное общество "МОСТ" (далее - третье лицо, ЗАО "МОСТ") (л.д. 110-111).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с принятым решением суда не согласна, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что заявление о государственной регистрации юридического лица при создании не содержит необходимых реквизитов, а именно: на листе В в качестве держателя реестра акционеров Общества указано юридическое лицо, не зарегистрированное в ЕГРЮЛ, и, соответственно не обладающее правоспособностью, не указан ОГРН данного юридического лица, что приравнивается к непредставлению заявления по форме N 11001; сведения о держателе реестра акционеров в ЕГРЮЛ по форме N Р 14001 вносятся после государственной регистрации юридического лица.
ЗАО "СОЮЗ" в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, вынесенный судебный акт просит оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ЗАО "МОСТ", надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи заявитель, ответчик поддержали свои позиции.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 55 минут 02.08.2012.
После перерыва представители Инспекции, ЗАО "СОЮЗ", ЗАО "МОСТ" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.09.2012 ЗАО "СОЮЗ" и ЗАО "МОСТ" принято решение об учреждении ЗАО "Паритет", об определении места нахождения, об уставном капитале, об утверждении порядка оплаты акций, о назначении директора, об утверждении устава ЗАО "Паритет". Ответственным за государственную регистрацию ЗАО "Паритет" назначено ЗАО "СОЮЗ" (л.д. 19).
26.10.2011 Инспекция получила заявление по форме N Р 11001 о государственной регистрации юридического лица - ЗАО "Паритет" при создании. К указанному заявлению приложены документы, необходимые для государственной регистрации: заявление по форме N Р11001, документ об уплате государственной пошлины, протокол общего собрания, устав ЗАО "Паритет".
02.11.2011 Инспекция на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц) приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с тем, что заявителем не представлены документы, указанные в статье 12 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Из данного решения следует, что указанное в листе В "Сведения о держателе реестра акционеров" заявления по форме N Р11001 ЗАО "Паритет" не зарегистрировано в ЕГРЮЛ, держателем реестра акционеров общества может быть само общество после внесения его в ЕГРЮЛ или профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор. Данные обстоятельства регистрирующим органом расценены как непредставление заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.
Не согласившись с решением Инспекции от 02.11.2011, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, законности совершения оспариваемых действий, наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял решение.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества (пункт 2). Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор (пункт 3).
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом о государственной регистрации.
Из статьи 12 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спорных правоотношений, следует, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении заявителем определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Материалами дела подтверждено, что ЗАО "СОЮЗ" представило в Инспекцию все необходимые для регистрации документы, а именно: заявление о создании юридического лица по форме N 11001 (л.д. 10-18), документ об уплате государственной пошлины, протокол общего собрания от 22.09.2011 (л.д. 19), устав закрытого акционерного общества "Паритет" (л.д. 20-55).
Инспекция отказала во внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица - ЗАО "Паритет", поскольку сочла, что указанное в листе В "Сведения о держателе реестра акционеров" заявления по форме N Р11001 ЗАО "Паритет" не зарегистрировано в ЕГРЮЛ, что свидетельствует о непредставлении заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.
Между тем, из пункта 5 части II Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных, приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации 01.11.2004 года N САЭ-3-09/16@, следует, что согласно разделу 4 заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества указываются в листе В данного заявления. Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества представляются в регистрирующий орган, если держатель реестра акционеров на момент создания юридического лица определен. При этом, как отмечено самим регистрирующим органом, в пункте 1 раздела II названных Методических разъяснений указано, что при представлении в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) обязательному заполнению подлежат листы А, Б, Г или Д, Ж к указанному заявлению; иные листы приложений к заявлению о государственной регистрации юридического лица при создании заполняются при необходимости. В случае, если иные листы не заполняются, они в регистрирующий орган не представляются.
Системное толкование указанных разъяснений позволяет прийти к выводу, что, ненадлежащее заполнение листа В заявления по форме N Р11001 не может препятствовать внесению в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица - ЗАО "Паритет", поскольку представление сведений, отражаемых в листе В, не является обязательным при государственной регистрации создания юридического лица. Следовательно, Инспекция не имела оснований для отказа в государственной регистрации вновь созданного юридического лица - ЗАО "Паритет". Приведенные в обжалуемом решении доводы Инспекции могли служить лишь основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о держателе реестра акционеров Общества, но не для отказа в регистрации вновь созданного юридического лица.
С учетом изложенного оспариваемое решение Инспекции не соответствует положениям статей 12, 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Указанные обстоятельства в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для признания обжалуемого решения Инспекции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление Общества не содержит необходимых реквизитов - не указано юридическое лицо, зарегистрированное в ЕГРЮЛ, не указан ОГРН данного юридического лица, что приравнивается к непредставлению заявления по форме N 11001; сведения о держателе реестра акционеров в ЕГРЮЛ по форме N Р 14001 вносятся после государственной регистрации юридического лица, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующие о том, что ненадлежащее заполнение листа В "Сведения о держателе реестра акционеров" заявления по форме N Р11001 является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2012 по делу N А82-531/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-531/2012
Истец: ЗАО "Союз", ЗАО "Союз" (ООО "Юридическое бюро"Константа"-Груздева Галина Игоревна, Клемина Татьяна Владимировна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
Третье лицо: ЗАО "Мост"